АвиадиспетчЕр обучение

22.08.2018



Размер заработной платы авиадиспетчера в России в 2018 году

Специалистов авиации, которые контролируют и обслуживают воздушное движение самолетов, вертолетов и других воздушных судов, называют авиадиспетчерами. Место их работы – аэропорты и военные аэродромы. Основная задача представителей этой профессии – обеспечить безопасное, регулярное и упорядоченное движение воздушного транспорта. Для выполнения таковой необходимо знать:

  • воздушную навигацию (наука, изучающая методы и средства управления воздушным транспортом);
  • авиационную метеорологию (атмосферные процессы, их влияние на авиационную деятельность);
  • правила и инструкции эшелонирования (рассредоточение воздушных судов на определенное расстояние, чтобы не произошло столкновение между ними).

Работа авиадиспетчера организована таким образом, что он может управлять всеми этапами движения самолета или другого воздушного средства, начиная от взлета и заканчивая посадкой. При этом воздушное пространство разбито на определенные зоны, закрепленные за отдельным специалистом-диспетчером, который производит руководство полетом конкретно в рамках своего участка. Поэтому авиадиспетчеры имеют разное направление специализации:

  1. Аэродромного диспетчерского пункта – здесь расписывают план полетов на сутки, согласовываясь с другими службами аэропорта, контролируют обстановку в воздухе во время полетов, осуществляется постоянная связь с экипажами машин.
  2. «Руления» – осуществляет проверку движения транспортных средств по территории аэродрома, разрешает или запрещает буксировку, запуск двигателя машины, руление.
  3. «Старта и посадки» – занимаются руководством взлета и посадки самолетов.
  4. «Круга» – производит контроль движения машин в зоне взлета радиусом 50 км от аэродрома.
  5. «Подхода» – руководит полетом на высоте 2100-5700 м, разрешает посадку в порядке очереди, определяя временные интервалы.
  6. Районного центра – контролирует движение самолетов на высоте 2100-17000 м.
  7. Пункта местных воздушных линий – работает в районе местного аэродрома на высоте 1500 м и ниже.
  8. Местного диспетчерского пункта – занимает площадь административного региона вдали от крупных аэропортов, руководство полетами на высоте до 1500 м.

Контроль и руководство движения самолетов и других воздушных средств производится методом отслеживания обстановки в воздухе при помощи специального монитора. При этом обязательно учитываются метеорологические условия, графики движения самолетов и т. д.

Авиадиспетчеры не имеют права на ошибку, так как от их наблюдательности и реакции зависят жизни других людей. Поэтому организация их работы направлена на то, чтобы не допустить возникновения ошибок в управлении полетом.

Диспетчерская служба работает и днем, и ночью – 24 часа в сутки. Из-за этого, чтобы избежать нервного и психологического напряжения, авиадиспетчеры выходят исполнять свои трудовые обязанности посменно.

Профессиональные навыки авиадиспетчера

Работодатели, беря на должность авиадиспетчера человека, учитывают такие качества его, как личности:

  • устойчивость к эмоциональным и психологическим стрессам;
  • способность распределять внимание;
  • внимательность и ответственность;
  • находчивость и самообладание;
  • инициативность и организаторские способности;
  • аналитический склад ума;
  • развитая зрительно-моторная координация движений.

При этом авиадиспетчер должен знать:

  • устройство и принципы работы диспетчерского оборудования;
  • строение авиационных машин, чтобы дать совет по быстрому устранению каких-либо проблем в течение полета;
  • английский язык (или другой иностранный, в зависимости от места работы);
  • профессиональные термины.

Кроме всего перечисленного, желательно иметь один из дипломов о высшем образовании по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», «Управление движением воздушного транспорта».

«Плюсы» работы авиадиспетчером:

  • работа не связана с физическими нагрузками (могут работать женщины разных возрастов);
  • комфортные условия труда (в помещении, сидя);
  • право на досрочную пенсию (мужчины – с 50 лет (стаж работы не менее двенадцати с половиной лет), женщины – с 45 лет (со стажем от десяти лет)).

Зарплата российского авиадиспетчера в 2018 году

Средняя зарплата авиадиспетчера в месяц составляет около 120 тысяч рублей. Такие сведения предоставлены на сайте http://ru.zarplat.info/авиадиспетчер. Уже сегодня есть информация о повышении зарплаты авиадиспетчерам на 30% в 2018 году.

Здесь же можно просмотреть вакансии в таких фирмах Российской Федерации: «Стрела» – 90 000 руб./мес., АЦ 1-й класс – 72 000 руб./мес., Аэронавигация Северо-Запада – 65 000 руб./мес., «Авангард» Сосновый Бор – 250 000 руб./мес.

Как стать авиадиспетчером

В России насчитывается не так уж много ВУЗов, где можно получить профессию «авиадиспетчер». Это МГТУ гражданской авиации (г. Москва), Государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург), Высшее авиационное училище (г. Ульяновск), Высший военный институт им. В.М. Комарова (г. Ейск). Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имеет свои филиалы в Хабаровске и АТК ГА, отучившись в которых можно получить среднее профессиональное образование.

Каждые три года авиадиспетчеры проходят специальные курсы по повышению квалификации, после которых подтверждают свое действующее свидетельство и дееспособность согласно требованиям.

Эксперты напоминают

Авиадиспетчер – это одна из наиболее ответственных специальностей, которая связана не только с авиационной техникой, но и с человеческими жизнями.

Внимание! Только для посетителей нашего сайта действует специальное предложение: вы можете получить абсолютно бесплатно консультацию юриста. Все, что необходимо сделать — это оставить ваш вопрос в форме ниже.

Ускоренная подготовка диспетчеров УВД

В 2018 году МЦ АУВД не будет проводить набор на ускоренное обучение диспетчеров УВД

Организация ускоренной подготовки диспетчеров УВД

Ускоренная подготовка диспетчеров управления воздушным движением — обучение диспетчерской специальности по сокращённой образовательной программе среднего профессионального образования.

Ускоренная подготовка диспетчеров УВД организуется по мере необходимости, с учетом потребности в диспетчерских кадрах.

Обучение происходит в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Форма обучения — очная. Срок обучения – 1 год 6 месяцев.

По окончании обучения выпускники получают государственный диплом о среднем профессиональном образовании, квалификацию «Диспетчер» по специальности «Управление движением воздушного транспорта».

На обучение направляются кандидаты, прошедшие отборочные мероприятия и заключившие с МЦ АУВД ученические договоры. По условиям ученического договора обучающийся освобождается от оплаты обучения и проживания в общежитии, получает стипендию. По окончании обучения выпускник обязан прибыть в МЦ АУВД для трудоустройства, приступить к стажировке и после получения допуска к самостоятельной работе отработать 3 года в качестве диспетчера УВД в одном из структурных подразделений МЦ АУВД, осуществляющих управление воздушным движением.

Требования к кандидатам на участие в программе ускоренной подготовки диспетчеров УВД:

  • гражданство — Россия;
  • образование – законченное среднее профессиональное или высшее профессиональное;
  • уровень владения английским языком — не ниже уровня «3» по квалификационной шкале ИКАО (уровень определяется по результатам тестирования в рамках отборочных испытаний);
  • состояние здоровья – по заключению врачебно-лётной экспертной комиссии (ВЛЭК) кандидат должен быть годен к обучению на диспетчера УВД.

Для участия в отборочных мероприятиях необходимо:

  • направить по электронной почте в Отдел организации профподготовки персонала на контактные адреса Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. заявку на участие в программе ускоренной подготовки диспетчеров УВД в форме заполненной анкеты;
  • направить по электронной почте на контактные адреса отсканированные копии диплома и приложений к диплому, заверенные нотариально (после объявления о начале набора);
  • пройти медицинское освидетельствование во ВЛЭК (после объявления о начале набора) и в день получения заключения сообщить о результатах по электронной почте на контактные адреса или по телефону;
  • при прибытии в МЦ АУВД для участия в отборочных мероприятиях предъявить:
    — паспорт;
    — копии диплома и приложений к диплому, заверенные нотариусом;
    — заключение ВЛЭК «годен к обучению на диспетчера УВД».

Проведение отборочных мероприятий планируется исходя из даты начала обучения. Для участия в отборочных мероприятиях и заключения ученических договоров кандидаты прибывают по адресу: гор. Москва, ул. Большая Внуковская, д. 2А, строение 1.

Консультацию по вопросам участия в программе ускоренной подготовки диспетчеров УВД можно получить в Отделе организации профподготовки персонала МЦ АУВД:
(495) 436-28-85
(495) 956-87-47 доб. 16-94

Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Можно ли ознакомиться с содержанием ученического договора?

Ответ. С проектом ученического договора можно ознакомиться здесь.

Вопрос. Где можно пройти ВЛЭК?

Ответ. Список ВЛЭК публикуется на сайте РОСАВИАЦИИ — www.favt.ru, раздел «Деятельность», подраздел «Авиационная медицина», далее – «Реестр сертифицированных медицинских подразделений». Информацию можно получить и здесь.

Вопрос. Если образование получено за рубежом, можно ли принять участие в программе ускоренной подготовки диспетчеров?

Ответ. Дипломы, выданные образовательными организациями иностранных государств, принимаются к рассмотрению при наличии свидетельства установленной формы о признании данного иностранного образования в Российской Федерации.

Вопрос. Какую стипендию получает обучающийся по программе ускоренной подготовки диспетчеров?

Ответ. Размер стипендии ежегодно определяет ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». На 2015–2016 учебный год стипендия установлена в размере 8000 рублей.

Профессия «авиадиспетчер»

Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:

  • Управление воздушным движением – код специализации: 2.25.03.03.
  • Организация использования воздушного пространства и Организация аэронавигационного обеспечения полётов – код специализации: 2.25.05.05.
  • Системы управления движением летательных аппаратов – код специализации: 2.24.05.06

По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.

Лучшие вузы для обучения

К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.
  • МАИ – Московский авиационный институт.
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.

Должностные обязанности

Связь с самолётами поддерживается на протяжении всего полёта, но существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: один диспетчер отвечает за взлёт, другой – за набор высоты, третий – за посадку и т.д. Один и тот же специалист имеет доступ к разным специализациям.

  • Диспетчер руления. В обязанности входит контроль обстановки, складывающейся на перроне. Он разрешает или запрещает буксировку и корректирует время, чтобы одновременно по полосе не выруливал другой борт. После доведения самолёта до полосы авиадиспетчер передаёт эстафету коллеге, отвечающему за старт.
  • Диспетчер старта. Контролирует движение самолёта по взлётно-посадочной полосе и движение по предпосадочной прямой.
  • Диспетчер подхода. Ведёт самолёт до определённой высоты, обеспечивая безопасный заход на посадку и условия для манёвра.
  • Диспетчер круга. Он также отвечает за возможность манёвра во время посадки, но на более низкой высоте.

Диспетчеры подхода и диспетчеры круга физически могут размещаться в соседнем зале. У них больше времени для принятия решения по каждому отдельному борту, но самих бортов в каждую единицу времени больше, чем у диспетчеров руления и старта.

Кому подходит

Требования к кандидатам очень серьёзные, и поэтому после прохождения стажировки в среднем отсеивается 1/10 часть кандидатов. Высоки требования не только к объёму специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиотехническое оборудование и др.) и общих знаний (владение английским языком на уровне 4 по шкале ICAO), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.

Из числа высококвалифицированных специальностей авиадиспетчеры находятся в группе риска среди тех людей, чья профессия усугубляет или провоцирует суицидальные наклонности. Поэтому помимо серьёзной общей медицинской комиссии кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профпригодность. Нередко составы специально учат справляться со стрессами. Не случайно один из наиболее популярных видов отдыха у диспетчеров – рыбалка на озёрах.

Существуют и возрастные ограничения. До 40 лет медицинское обследование на допуск к работе проводится раз в три года, затем — в два года, а с 50 лет полное обследование с заключением о профпригодности происходит ежегодно.

Зарплата авиадиспетчера

В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.

Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.

Как построить карьеру

При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.

При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Авиадиспетчер» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!

Авиадиспетчер

*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата.

Авиадиспетчер – специалист по управлению воздушным движением.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов.

Управление со стороны диспетчера включает в себя абсолютно все этапы движения самолёта: от его выруливания со стоянки перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки.

Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.
Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией.
Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press.

Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон.

Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.
Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 — ФЗ)

Важные качества

Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием.
Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Знания и навыки

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.
Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Где учат

Среднее профессиональное образование

Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа
Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

Высшее образование

Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)
Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»

Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 – обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Авиадиспетчер обучение

Учебных заведений, в которых готовят авиадиспетчеров, в России немного. Примечательно, что получить профессию авиадиспетчера можно не только в высших, но и в средне-специальных учебных заведениях.

Среднее профессиональное образование – это филиалы Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации: Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (есть отделение в Хабаровске) и Санкт-Петербургский АТК ГА.

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации;
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.

Авиадиспетчеры выдают указания, разрешения, подтверждения команд, предоставляют полётную и метеоинформацию экипажам по радиосвязи. Делается это на основе анализа и прогнозирования воздушной обстановки, оценки потенциально конфликтных ситуаций и выработки решений по их предотвращению.

Полёт состоит из нескольких этапов: взлёта, набора высоты, полёта в крейсерском режиме, снижения, захода на посадку. Поэтому воздушное пространство разделено на зоны ответственности различных диспетчерских пунктов: Руление, Старт, Круг, Подход, Районный центр и Посадка. На протяжении всего полёта диспетчеры смежных секторов взаимодействуют и координируют полёты, согласовывая время, рубежи приёма и передачи управления, эшелоны и другие условия.

Чаще всего бывают ситуации высокой интенсивности движения в сложных метеоусловиях, например, в грозу. В подобных случаях самое трудное — удержать «всю картинку» в памяти. Самолёты обходят грозовые очаги, используя собственную навигацию, они уклоняются от трасс, могут войти в запретные зоны или зоны ограничения полётов, могут быть поражены электрическим разрядом или попасть в зону турбулентности, запросить немедленную смену эшелона полёта, когда это невозможно из-за других самолётов, кроме того, необходимо постоянно уточнять и сообщать экипажам последнюю информацию о смещении грозовых очагов. Это требует большой выдержки, высокой концентрации внимания и самообладания.

Также нередки внештатные ситуации с больными пассажирами на борту. Необходимо очень быстро и правильно понять и передать суть проблемы соответствующим службам, обеспечить оптимальную траекторию и профиль полёта, оказать помощь экипажу.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о