Аллегория что это такое в литературе

08.09.2018



Сборник ответов на ваши вопросы

Когда автор пишет литературное произведение, пишет картину или создает другое произведение искусства, он ставит своей целью максимально точно передать характер героев, их внутренний мир и взаимоотношения. Поэзия, живопись, скульптура – это не просто набор слов и информации. Если использовать в стихах только четкие определения, вряд ли они чем-то зацепят читателя. Поэтому в русском языке так много средств художественного выражения. Одним из них является аллегория. Что такое аллегория можно понять на конкретных примерах.

Как применяется в разных видах искусства?

Аллегорией, если попытаться сформулировать определение, можно назвать определенное средство, предназначенное для того, чтобы что-либо абстрактное назвать конкретным понятием или предметом.

Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства:

  1. В живописи, в эпоху Возрождения очень часто на картинах художники, рисуя различные предметы, вкладывали в картины глубокий смысл. Это были не просто композиции из непонятных элементов, это был призыв художника, его взгляд на окружающий мир. Однако не все зрители могли разгадать смысл, а только те, кто был знаком с понятиями аллегории;
  2. В скульптуре. Улицы городов, особенно являющимися культурными центрами, часто украшают памятники, скульптуры и статуи. Но в каждом монументе выражена определенная идея;
  3. В литературе. Очень часто поэты маскируют чувства, нематериальные понятия под животными, растениями, предметами, придавая стиху неповторимый стиль и давая тем самым волю воображению читателя.

В скульптуре и живописи

В качестве примера аллегории в живописи можно привести картину «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, французского художника. На картине свобода, которая является нематериальным, абстрактным понятием, изображена в виде женщины с красным флагом, которая возвышается над остальными людьми. Оружие в ее руке символизирует силу, а повернутая голова – призыв к действиям.

Аллегорией в скульптуре ярким примером является «Родина мать», которая олицетворяет победу над фашистами, и говорит о том, что Волгоград, словно мечом поразил врага. А «Медный Всадник» в Санкт-Петербурге подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет свое потаенное значение: глыба в форме волны – это стихия, а конь – преодоление препятствий.

Что такое аллегория в литературе?

То есть, это как бы художественный синоним. Например, в баснях Крылова все персонажи животные, но каждое животное представляет собой усиленное выражение человеческих пороков или наоборот достоинств. Лиса – это хитрость, ворона – глупость, а дуб – мудрость.

Если бы автор представил те же самые черты людских характеров, но по-другому, например, описал бы просто хитрого, просто глупого или просто мудрого человека, вряд ли бы до читателя получилось донести жизненные истины в такой ироничной, легкой и простой форме.

Чем отличается метафора от аллегории?

Но аллегория это более расширенная метафора:

  • Метафора более конкретное, узкое выражение, аллегория шире, это целая картина иносказаний;
  • Метафора – переносное значение на основе сходства, аллегория больше использует ассоциации. Например, метафорой будет выражение «хитер как лис», а вот если назвать кого-то «лисом» будет уже аллегорией;
  • Метафорой чаще всего выражают одушевленное понятие, а аллегорией абстрактное. То есть про человека, можно сказать «горд как лев» и это будет метафора, а вот образ льва обозначает силу, власть и гордость – это пример аллегории.

Что такое аллегория: примеры

Аллегория очень часто используется в литературе. Яркий образ аллегорий – это басни, в них каждый персонаж – это олицетворение.

Например, в строках Марины Цветаевой «Стихи растут как звезды и как розы»:

  • Каменные плиты – это творческое затишье, когда у поэта нет ни идей, ни вдохновения;
  • Небесный гость – внезапное прозрение, муза, в четыре лепестка, имеется ввиду цветок, который в свою очередь олицетворят что-то прекрасное;
  • Закон звезды – это определенное видение мира, его подводных течений;
  • Формула цветка – говорит о том, что только поэт знает, как передать все истины словом.

В строках «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, также присутствуют аллегорические выражения:

  • Метель и зима означают невзгоды, которые наступили повсеместно,
  • Свеча – неугасаемую надежду;
  • «На озаренный потолок» — озаренный потолок символизирует то, что, несмотря на трудности, надежда может осветить все вокруг;
  • «Скрещенье рук, скрещенье ног» – страсть и любовь;
  • «Мело весь месяц в феврале, и то и дело свеча горела на столе, свеча грела» – здесь в последних строчках как бы говорится о том, насколько стойкой оказалась маленькая свечка, которая, несмотря на месяц невзгод, горела.

Применение в религии

Любая религия призвана изменить человека в лучшую сторону. Притчи и заповеди учат людей любви, милосердию, справедливости и смирению. К примеру, в христианской религии в каждой притче все персонажи, предметы и действия аллегоричны.

Притча о талантах: в ней рассказывается о том, как хозяин, уезжая в другую страну, дал своим рабам таланты: одному пять, другому три, третьему один. Когда он вернулся, то увидел, что тот, у кого было пять талантов, приумножил их и получил всего десять, у кого было три, сделал так же, а тот раб, у которого был один талант, закопал его в землю.

  • Хозяин – это Бог, таланты – это все то, чем мы награждены от рождения: способностями, возможностями и здоровьем.
  • Раб, закопавший в землю талант – ленивый человек, который не хочет развиваться и совершенствоваться.

Искусство служит для того, чтобы вести человека к совершенству, иначе это не искусство, а простой общепит. Для того чтобы лучше донести до человека то или иное понимание мира, нужно создать яркие образы и усилить контрасты.

Поэтому искусство не может быть сухим, однообразным и открытым для понимания. Для этого и существуют различные средства выражения. Любой истинный мастер знает не только, что такое аллегория, метафора, эпитет, символ, но и умеет правильно применить все это в своих творениях.

Видео: примеры аллегорий и метафор в творчестве

В данном ролике преподаватель литературы Елена Краснова расскажет, что же такое аллегория и как она применяется в искусстве, приведет самые яркие примеры:

Аллегория, что это такое в литературе?

Существует много художественных средств выражения, используемых в письменности и литературе это аллегория. Одно из них является самым таинственным и для многих людей, особенно школьников, трудно понимаемым. Человек воспринимает аллегорию как непостижимую для него сторону жизни и не может избавиться от желания постичь ее.

Ценность понятия аллегория сводится к двум пунктам

  1. аллегория это метод интерпретации на многих уровнях познания и передачи информации с более глубоким значением. Это относится к возвышенным образам, происходящим от древнегреческих мифов, искусства времен Возрождения;
  2. обозначение явлений современного мира, как олицетворение зла, глупости и алчности. Наиболее распространенными являются значения духовные, политические, и те, которые касаются человечества.

В то время как многие виды искусства используют аллегории, наиболее широкое распространение она получила в художественной литературе. Одними из самых известных примеров аллегории служат обожаемые с детства басни Крылова. Все их действующие лица — животные, но мы отлично понимаем, что они символизируют те или другие человеческие качества.

Например, появление Лисы в баснях ассоциируется с хитростью и плутовством, лестью и наглостью. Осел в сознании русского человека прочно соседствует с тупоумием, упрямством и невежеством. Медведь довольно часто представляет собой воплощение силы, добродушия и ограниченности. Каждая басня с забавными историями лесных жителей – неувядающий венок мудрости, сплетенный с моралью и юмором.

Тем временем как самые известные примеры аллегорий — басни, другие артистические формы включают в себя телешоу и видеофильмы. Например, детям легко помогут понять, что такое аллегория, примеры зла и добра, часто применяемые в видео играх.

Современными мастерами видеоигр широко используется определение аллегории, как ненавязчивый и тонкий способ прививания этического воспитания.

Создание большинства аллегорических персонажей происходит тогда, когда автор чувствует, что люди не воспримут проблему, если она будет представлена иным образом. После того, как найден предмет, начинается рассмотрение основной сюжетной линии, интересной и захватывающей для зрителя.

Аллегория что это такое в литературе

Аллегория — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), например, изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.

В аллегории чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи — носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва — богиня мудрости), аллегория может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для нее характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл ее может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях «добра» и «зла». Аллегория близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним.

Однако символ более многозначен, содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в процессе культурно-исторического развития аллегория утрачивала свое первоначальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая новые смысловые и художественные оттенки (притча о сеятеле в «Евангелии»).

В истории философии первые попытки вычленить аллегорию предпринимаются в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты (например, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера) как следующие друг за другом аллегории. При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом. Наиболее широко она используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко, классицизм.

Аллегория чужда рационалистической философской традиции 19-20 вв. Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегория традиционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (например, «Чума» Камю).

Что такое аллегория? Примеры из художественной литературы

Аллегория — один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, кото­рый широ­ко исполь­зу­ет­ся в лите­ра­ту­ре.

Слово «алле­го­рия» име­ет гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Этот тер­мин бук­валь­но пере­во­дит­ся «ино­ска­за­ние». Можно ска­зать, что алле­го­рия — это ино­ска­за­тель­ное изоб­ра­же­ние какого-либо явле­ния дей­стви­тель­но­сти. Этот при­ем широ­ко исполь­зу­ет­ся в живо­пи­си, теат­раль­ном искус­стве, в лите­ра­ту­ре и дру­гих видах дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Дадим общее опре­де­ле­ние это­му тер­ми­ну:

А такое опре­де­ле­ние алле­го­рии мож­но уви­деть в Википедии:

Раскроем его общий смысл более подроб­но.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние, то есть рас­смат­ри­ва­е­мый пред­мет или поня­тие не назы­ва­ет­ся пря­мо, а изоб­ра­жа­ет­ся ино­ска­за­тель­но с исполь­зо­ва­ни­ем дру­гих явле­ний дей­стви­тель­но­сти. Происходит раз­вер­ну­тое упо­доб­ле­ние одно­го пред­ме­та дру­го­му с помо­щью систе­мы наме­ков, при­чем пря­мой смысл изоб­ра­же­ния не теря­ет­ся, но допол­ня­ет­ся воз­мож­но­стью его пере­нос­но­го истол­ко­ва­ния.

Во мно­гих алле­го­ри­че­ских обра­зах отра­зи­лось пони­ма­ние чело­ве­ком добра, зла, спра­вед­ли­во­сти и дру­гих нрав­ствен­ных цен­но­стей. Так, тра­ди­ци­он­но, еще со вре­мен Древней Греции, пра­во­су­дие ино­ска­за­тель­но пред­став­ле­но в виде боги­ни Фемиды, в обра­зе жен­щи­ны с завя­зан­ны­ми гла­за­ми и с веса­ми в руках.

  • Аллегория надеж­ды — это якорь;
  • алле­го­рия сво­бо­ды — разо­рван­ные цепи;
  • белый голубь — алле­го­рия мира во всем мире.

Изображение чаши и змеи, обвив­шей её, сего­дня все­ми вос­при­ни­ма­ет­ся в каче­стве алле­го­рии меди­ци­ны и вра­че­ва­ния. Аллегорическими по сво­ей сути явля­ют­ся прак­ти­че­ски все гераль­ди­че­ские зна­ки. Аллегория в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве — это обшир­ная тема для отдель­но­го раз­го­во­ра.

Аллегория в литературе

В лите­ра­ту­ре тер­ми­ном «алле­го­рия» назы­ва­ет­ся один из худо­же­ствен­ных тро­пов, в осно­ве кото­ро­го лежит пере­нос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гое. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние это­му лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­му тер­ми­ну:

Использование алле­го­рии худож­ни­ка­ми сло­ва спо­соб­ству­ет рас­кры­тию абстракт­но­го поня­тия добра, зла, под­ло­сти, жад­но­сти и пр. в кон­крет­ном худо­же­ствен­ном обра­зе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народ­ном твор­че­стве, в бас­нях, сказ­ках, посло­ви­цах, прит­чах, обра­зы живот­ных наде­ле­ны опре­де­лен­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми:

лиса все­гда хит­рая и пред­при­им­чи­вая, заяц тру­со­ва­тый, баран обла­да­ет тупо­стью и непре­взой­ден­ным упрям­ством, волк и мед­ведь агрес­сив­ные и глу­по­ва­тые.

Аллегорическими явля­ют­ся все бас­ни И.А. Крылова, в кото­рых целый зве­ри­нец живот­ных наде­лен авто­ром отри­ца­тель­ны­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми: упрям­ством, тупо­стью, жад­но­стью, глу­по­стью и т.д.

Хитрость чело­ве­ка бас­но­пи­сец ино­ска­за­тель­но вопло­тил в обра­зе лисы, жад­ность — в обли­чии вол­ка, упрям­ство и тупость — в обра­зе осла. и т.д.

Продолжая тра­ди­ции фольк­ло­ра, мно­гие писа­те­ли посред­ством алле­го­рии смог­ли выска­зать свое отно­ше­ние к раз­ным аспек­там обще­ствен­ной жиз­ни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказ­ках «Премудрый пес­карь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пье­сах «Баня», «Клоп» высме­и­ва­ют опре­де­лен­ные нега­тив­ные нрав­ствен­ные каче­ства людей, исполь­зуя алле­го­ри­че­ские обра­зы.

Аллегория в отли­чие от мета­фо­ры охва­ты­ва­ет все про­из­ве­де­ние, что ярко про­сле­жи­ва­ет­ся в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шли
при­выч­ной лини­ей,
Вздрагивали и скри­пе­ли;
Молчали жёл­тые и синие,
В зелё­ных пла­ка­ли и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэ­ти­че­ских стро­ках А.Блока, обра­тим­ся к про­шло­му России. В нача­ле про­шло­го века ваго­ны пер­во­го и вто­ро­го клас­са были жёл­то­го и сине­го цве­та, а ваго­ны тре­тье­го клас­са, в кото­рых езди­ла бед­но­та, име­ли зеле­ный цвет. Современное Блоку обще­ство изоб­ра­же­но поэтом с помо­щью алле­го­рии — ваго­ны жел­то­го, сине­го и зеле­но­го цве­та.

В поэ­ме «Мертвые души» Н.В. Гоголя алле­го­ри­че­ским смыс­лом напол­не­ны такие фами­лии пер­со­на­жей, как Собакевич, Молчалин, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб.

Аллегорическое зна­че­ние в мно­го­чис­лен­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях при­об­ре­ли поры года. Весна, к при­ме­ру, сим­во­ли­зи­ру­ет духов­ное воз­рож­де­ние, сво­бо­ду, надеж­ду на луч­шую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять вес­на; опять сме­ёт­ся луг,
И весел лес сво­ей мла­дой одеж­дой,
И посе­лян неуто­ми­мый плуг
Браздит поля с покор­ством и надеж­дой.

А вот сти­хо­тво­ре­ние Аполлона Майкова, в кото­ром чув­ству­ет­ся весен­нее обнов­ле­ние не толь­ко при­ро­ды, но и духов­ное воз­рож­де­ние, свет­лая надеж­да на изме­не­ния в жиз­ни обще­ства:

Весна! Выставляется пер­вая рама —
И в ком­на­ту шум ворвал­ся,
И бла­го­вест ближ­не­го хра­ма,
И говор наро­да, и стук коле­са.
Мне в душу пове­я­ло жиз­нью и волей:
Вон — даль голу­бая вид­на…
И хочет­ся в поле, широ­кое поле,
Где, шествуя, сып­лет цве­та­ми вес­на!

Тему вес­ны, напол­нив алле­го­ри­че­ским смыс­лом, не обо­шел сво­им вни­ма­ни­ем рус­ский поэт А.А. Фет:

Уж вер­ба вся пуши­стая
Раскинулась кру­гом,
Опять вес­на души­стая
Повеяла кры­лом.
Везде раз­но­об­раз­ною
Картиной занят взгляд,
Шумит тол­пою празд­ною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тай­ной жаж­дою
Мечта рас­па­ле­на —
И над душою каж­дою
Проносится вес­на.

Осень, как сим­вол упад­ка жиз­ни и духа, неустро­ен­но­сти чело­ве­ка, в сти­хо­тво­ре­нии «Тополь» наво­дит тос­ку и печаль в душе поэта:

Сады мол­чат. Унылыми гла­за­ми
С уны­ни­ем в душе гля­жу вокруг;
Последний лист раз­ме­тен под нога­ми,
Последний луче­зар­ный день потух.

Что такое аллегория

  • Что такое аллегория
  • Что такое «мельница времени»
  • Подгорица — столица Черногории

В большинстве случаев в аллегории применяются отвлеченные понятия, типичные явления и персонажи мифологии. Аллегория может быть связана одним сюжетом, но быть представлена как целый ряд образов. Также для аллегории характерны прямая оценочность и характерно однозначное иносказание, закрепленные традициями культуры. Смысл ее может толковаться прямолинейно, означать как добро, так и зло.

Аллегория очень похожа на символ, а иногда они означают одно и то же. Однако у символа гораздо больше значений, и чаще всего он связан со структурой простого образа. Когда шел процесс развития культуры и истории, аллегория нуждалась в новом истолковании, так как ее первоначальное значение утрачивалось. В таких случаях создавался новый смысловой и художественный оттенок, например, в «Евангелии» — притча о сеятеле.

В философии и истории первой попыткой вычленить аллегорию, стала эпоха эллинизма. Она связана со стремлением истолковывать древние тексты, например, «Одиссею» Гомера и «Иллиаду», как аллегории, идущие друг за другом. Но их содержание никак не отделялось от высказывания, а аллегория соединялась с символом. Более широко аллегория начала использоваться в средние века, как иное истолкование всех ценностей бытия. Во времена эпохи Возрождения аллегория распространялась в направлениях искусства: барокко, маньеризма, классицизма.

Если рассматривать понятие аллегория в литературе, то в основном образы взяты из фольклора и мифологии. На аллегории создавались басни, притчи, а также произведения восточной поэзии. До художественного приема аллегория была сужена в середине 19 века.

В изобразительном искусстве у аллегории особенный жанр, который можно заметить в античных мифологических изображениях: фигурные группы, обозначавшие какие-либо понятия, фигуры с неизменными атрибутами. В средние века аллегория распространена добродетелям и порокам, а в эпоху Возрождения она наполняется гуманистическим содержанием.

Особенно сложной и изощренной считалась аллегория в искусстве маньеризма, рококо и барокко. Как часть «высокого» исторического жанра, аллегорию рассматривали классицизм и академизм. В современном искусстве аллегория уступила более развитым со стороны образно-психологического отношения символическим образам.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о