В ком в чем окончание

28.10.2018



Содержание страницы

«Кем?», «чем?» — какой падеж отвечает на эти вопросы? Формы творительного падежа

Существительные в русском языке склоняются. Чтобы не ошибиться в написание безударных окончаний в словах, необходимо определять их падеж. Для этого нужно поставить к существительному вопрос. Правописание окончаний зависит от того, в каком падеже стоит слово. Необходимо также уметь определять тип склонения и число существительного. Например, «кем?», «чем?» — какой падеж отвечает на эти вопросы? Какие окончания будут у существительных в данной позиции?

Как определить падеж имён существительных

Человек, делающий ошибки в написании окончаний существительных, не может считаться культурным гражданином своей страны. И если кто-то спросит: «Кем?», «чем?» — какой падеж отвечает на эти вопросы?», следует ответить правильно. В частности, это может звучать так: естественно, это падеж творительный! Например, в предложении «Цветущие растения опыляются насекомыми и ветром» кроме подлежащего «растения» есть дополнения «насекомыми» и «ветром». Зададим вопросы к тем словам, которые выполняют в предложении роль дополнений: «кем?», «чем?» Какой падеж отвечает на них, мы уже выяснили – творительный. Теперь осталось лишь выбрать нужный вариант из таблицы окончаний. Рассмотрим более детально все варианты склонения.

Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже – твёрдый вариант

Сложность правописания в русском языке заключается в том, что существуют склонения существительных. На практике определять падеж существительного нужно для того, чтобы правильно писать окончания. Для этого производят разбор фразы по членам предложения. В творительном падеже окончания у существительных также различаются. Какое именно окончание писать в безударном положении, зависит от того, к какому склонению они относятся, какой имеют род и в каком числе употребляются в данном контексте. Например, у существительных 1 склонения в единственном числе творительный падеж имен существительных имеет окончания -ой, -ей, -ёй. В качестве примера можно использовать предложение: «Дети с улыбкой наблюдали за смешной обезьянкой». В данном случае к словам «обезьянкой» и «с улыбкой» можно задать вопросы «кем?», «чем?» Какой падеж отвечает на них? Каждый должен знать, что ответом будет — творительный. Также нужно определить склонение этих существительных и число. Поскольку оба слова относятся к 1 склонению и стоят в единственном числе, то и окончание у них должно быть -ой, так как слова эти склоняются по типу твёрдого варианта.

Окончания существительных 1 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ей или -ёй. В качестве примеров можно взять предложения «Таня с тётей всю зиму ухаживали за раненой цаплей, а весной выпустили её на волю. И птица взлетела над землёй, воспарила, грациозно взмахивая крыльями!» Здесь в первом предложении встречаются слова «с тётей», «цаплей», оканчивающиеся на -ей. А во втором предложении есть слово «землёй» с окончанием в творительном падеже -ёй.

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – твёрдый вариант

Во 2 склонении существительные в единственном числе, стоящие в творительном падеже, окончания имеют -ом, -ем, -ём. Рассматривая предложение «Ребята с удовольствием ухаживали за кроликом», легко установить, что дополнения «с удовольствием» и «кроликом» используются в единственном числе и относятся ко 2 склонению. Помогут понять, что это — творительный падеж, вопросы: «с чем?» — с удовольствием, «кем?» — кроликом. Следовательно, и окончания у этих слов будут -ем, -ом.

Окончания существительных 2 склонения единственного числа в творительном падеже – мягкий вариант

В мягком варианте в этой позиции прослеживается окончание -ем и -ём. В качестве примера можно привести следующее предложение: «Валентин сделал ход конём, на что Марина в ответ ферзём «скушала» его ладью». Здесь слова 2 склонения «конём» и «ферзём» стоят в творительном падеже единственного числа и оканчиваются на -ём. А в примере «Над полем пролетали журавли» слово «над полем» имеет окончание -ем.

Окончания существительных 3 склонения единственного числа в творительном падеже

В 3 склонении у существительных в единственном числе в творительном падеже пишется окончание -ью. В предложениях «Наталья с радостью бежала на тренировку. Со своей лошадью наездница встречалась как с самым близким другом» слова «с лошадью» и «с радостью» относятся к 3 склонению, стоят в единственном числе. Отвечают они на вопросы «кем?», «чем?». Творительный падеж, в котором стоят эти существительные, диктует окончания этих слов -ью.

Окончания существительных во множественном числе в творительном падеже

Существительные в творительном падеже, употребляемые во множественном числе, имеют окончания -ами, -ями, -ми. «Можно часами любоваться лемурами, удивляясь тому, как ловко они кушают, беря аккуратно еду лапками, подобно людям!» В этом примере присутствуют существительные во множественном числе, которые стоят в творительном падеже «лемурами», «лапками». Определив падеж и число этих существительных, грамотный человек обязательно напишет окончания -ами. У некоторых существительных в подобной позиции пишется окончание –ми. Например, в предложении «Бегущими лошадьми можно любоваться бесконечно долго» таковым словом является «лошадьми», которое отвечает на вопрос «кем?»

Семантические роли существительных в творительном падеже

Форма творительного падежа может играть в предложении самые разные роли. Например, существительное может выступать как:

  • инструмент (резать ножом, писать ручкой, пилить бензопилой);
  • средство (красить ресницы тушью, чистить зубы пастой);
  • пациенс (командовать взводом, дирижировать оркестром);
  • агенс (обучение ведётся доктором наук);
  • эффектор (рассаду побило градом, ветром сорвало шляпу);
  • причина (мучиться скукой, болеть ветрянкой);
  • траектория (ехать полем, хлынуть горлом);
  • время (ранним утром, поздним вечером);
  • стимул (восхищаться умом, пахнуть мёдом);
  • мера (завозить мясо вагонами);
  • аспект (отличается ловкостью, нравится покладистостью);
  • эталон сравнения (прыгать молодым козликом, ржать конём, смотреть злобным лемуром).

Прилагательные в творительном падеже

Признак существительного, стоящего в творительном падеже, выраженный прилагательным, будет употреблен в том же падеже. То есть если говорящий выскажется: «Невозможно оставаться равнодушным, не восхищаясь удивительными розами, растущими за соседским забором», то в этом предложении прилагательное «удивительными», являющееся признаком слова «розами», также окажется в творительном падеже, как и существительное, которое оно определяет. Так же обстоит дело и с прилагательным «за соседским», которое будет стоять тоже в творительном падеже, как и слово «забором», к которому оно относится.

Окончания прилагательных в творительном падеже

Чтобы не ошибиться в написании окончаний прилагательных, к ним следует задавать вопросы. Прилагательные будут иметь такие же окончания, как и у задаваемых к ним вопросов.

  1. Например, к прилагательным женского рода единственного числа можно задать вопрос «какой?», значит и оканчиваться они будут на -ой, -ей. «Роскошной розой расцвела девчушка со второго этажа». Здесь прослеживается такая связь: розой (какой?) роскошной. В мягком варианте используется вариант -ей: «Ранней весной берёзка у дороги будто бы накрывается кружевной зелёной шалью». Следует поставить вопрос «какой?» к прилагательному «ранней» от слова «весной».
  2. К прилагательным мужского и среднего рода в творительном падеже единственного числа задаётся вопрос «каким?» Окончания у них, соответственно, будут -им или -ым. Например: «Тайным чувством томима, Татьяна долго не могла заснуть. » В этом предложении нужно рассмотреть словосочетание «тайным чувством», где к слову «тайным» задаётся вопрос «каким?», следовательно, прилагательное имеет окончание -ым, так как склоняется по твёрдому варианту. А в мягком варианте прилагательное будет оканчиваться на -им, например: «Поздним вечером Николай возвратился домой усталый, но счастливый». Существительное «вечером» определяется прилагательным «поздним» и отвечает на вопрос «каким?», поэтому оканчивается на -им.
  3. К прилагательным множественного числа в творительном падеже задают вопрос «какими?». Исходя из правила правописания, окончания этих прилагательных будет -ыми в твёрдом варианте или -ими – в мягком. «Весёлыми смешками провожали зрители неудавшегося артиста». Здесь словосочетание «весёлыми смешками» демонстрирует склонение по твёрдому варианту. А в качестве примера склонения в мягком варианте можно воспользоваться предложением «Она смотрела своими синими глазами ему прямо в душу».

Кстати, следует отметить и такой факт, что тому же правилу правописания окончаний прилагательных подчиняются причастия и некоторые местоимения, числительные, имеющие форму прилагательного.

Окончание ing

Окончание —ing у глаголов служит для образования некоторых форм причастия (Participle), которое также используется в качестве глагольной формы времен Continuous, и формы Gerund. -Ing также может выступать в роли суффикса для образования существительных и прилагательных. После добавления окончания —ing изменяется значение слова с ответа на вопрос «Что делать?» на «Что? Какой? Как?».

  • be ing – будучи
  • cry ing – плач, плачущий, плача
  • hav ing – имеющий, имея
  • swimm ing – плавание, плавающий, плава
  • to be – быть
  • to cry – плакать
  • to have – иметь
  • to swim – плавать

При добавлении окончания —ing к глаголам есть несколько частных случаев, которые перечислены ниже. Если глагол не попадает ни под одно из этих правил, то достаточно просто добавить —ing к первой форме глагола без каких-либо преобразований.

  • try ing – старания, старающийся, стараясь
  • break ing – ломая, ломающий, ломание
  • finish ing – заканчивая, заканчивающий
  • crouch ing – притаишвись, ползущий, присевший
  • to try – попробовать, пытаться
  • to break – ломать
  • to finish – заканчивать
  • to crouch – присесть, пригнуться

Непроизносимая «е»

Если глагол заканчивается на непроизносимую букву «е», то она выпадает. Если звук [ e ] произносится, то буква «е» остается.

  • «е» не произносится
  • to mak e → making
  • to tak e → taking
  • to forgiv e → forgiving
  • to writ e → writing
  • «е» произносится
  • to agree → agreeing
  • to free → freeing
  • to pee → peeing
  • to fee → feeing

Окончание -iе меняется на -у

Если глагол заканчивается на сочетание букв «ie», то при прибавлении —ing суффикс —ie меняется на букву «y».

  • to d ie → d y ing
  • to l ie → l y ing
  • to t ie → t y ing

Буква «y» сохраняется

Если глагол заканчивается на букву «y», то она не изменяется при добавлении окончания —ing, в отличие от добавления окончания -еd.

  • to carr y → carr y ing
  • to stud y → stud y ing
  • to pla y → pla y ing
  • to tr y → tr y ing
  • to sa y → sa y ing
  • to worr y → worr y ing

Удвоение согласных

Удвоение происходит при добавлении —ing, если глагол заканчивается на одну согласную букву, перед которой есть ударный гласный звук.

  • to g e t → ge tt ing
  • to h i t → hi tt ing
  • to r u n → ru nn ing
  • to occ u r → occu rr ing
  • to ref e r → refe rr ing
  • to beg i n → begi nn ing
  • to st o p → sto pp ing
  • to forg e t → forge tt ing

При добавлении —ing удвоение согласных не происходит, если ударение стоит не на предстоящем гласном звуке, или предстоящий – это долгий гласный звук (диграф).

  • o pen → ope n ing
  • o rder → orde r ing
  • rem e mber → remembe r ing
  • f ee l → fee l ing
  • c oo l → coo l ing
  • r ea d → rea d ing

Конечная буква «x» не удваивается, потому что эта буква передает сразу два звука [ks] или [gz]. Также не удваивается конечная буква «w».

  • mix → mi x ing
  • relax → rela x ing
  • tax → ta x ing
  • snow → sno w ing
  • blow → blo w ing
  • show → sho w ing

Удвоение -l в британском английском

По британским правилам грамматики при добавлении окончания —ing к глаголам конечная буква «l» удваивается всегда, даже если ударение стоит не на последнем слоге.

Однако, по американским правилам удвоения согласной буквы «l» нет, если ударение не стоит на предстоящем гласном звуке или если предстоящий звук – это долгий гласный звук.

  • Британский английский
  • to signal → signa ll ing
  • to travel → trave ll ing
  • to cancel → cance ll ing
  • Американский английский
  • to signal → signa l ing
  • to travel → trave l ing
  • to cancel → cance l ing

Если глагол заканчивается на одну согласную букву «l», перед которой есть краткий ударный гласный звук, удвоение происходит в любом случае.

  • Британский английский
  • compel → compe ll ing
  • rebel → rebe ll ing
  • Американский английский
  • compel → compe ll ing
  • rebel → rebe ll ing

Окончание -ic

Если глагол заканчивается на сочетание букв «ic», то при прибавлении —ing, суффикс —ic меняется на —ick.

  • traff ic → traff ick ing
  • mim ic → mim ick ing
  • pan ic → pan ick ing

Использование окончания -ing

Окончание —ing используется при образовании существительных (а также прилагательных) от глаголов.

  • to meet → meet ing
  • to be → be ing
  • встречаться → встреча, заседание
  • быть → существо

Окончание —ing используется при образовании формы Present Participle, которая используется во временах Continuous, Perfect Continuous, формах Continuous Infinitive и Perfect Continuous Infinitive, которые могут использоваться в качестве определения или обстоятельства.

  • I’m work ing at the moment, I can’t help you. – Я сейчас работаю, я не могу тебе помочь.
  • We have been liv ing in this town since 1980. – Мы живем в этом городке с 1980 года.
  • I would be nice to be travel ing overseas right now. – Было бы хорошо путешествовать сейчас за границу.
  • You seem to have been cry ing all night long. What has happened? – Ты выглядишь так, как будто проплакала всю ночь. Что случилось?
  • This smil ing girl is so cute! – Эта улыбающаяся девочка такая милая!
  • Walk ing in the park I met my old friend. – Гуляя по парку, я встретила своего старого друга.

Окончание —ing используется при образовании герундия (The Gerund).

  • Your com ing here really pleases me. – Твой визит меня действительно радует.
  • Drinking hot tea is someth ing you need when you’re ill. – Пить горячий чай – это то, что тебе нужно, когда ты болеешь.

Как в странах Европы отмечают окончание Первой мировой войны

Сто лет назад завершилась Первая мировая война. Во Франции по этому поводу устраивают большое торжество, британцы проводят свою церемонию, а первые лица ФРГ в гостях поминают жертв войны.

Первая мировая война завершилась сто лет назад, 11 ноября 1918 года, когда вступило в силу перемирие стран Антанты с Германией. В эти выходные, 10 и 11 ноября, страны, принимавшие участие в той войне, отдают дань памяти погибшим в сражениях.

В разных странах по-разному отмечают эту дату, и это многое говорит об оценке событий столетней давности. Для Франции и Великобритании Первая мировая всегда имела большее значение, чем для Германии, где моральная катастрофа Второй мировой войны и Холокост заслонили собой предшествовавшую трагедию. В год столетнего юбилея завершения Первой мировой войны президент Франции Эмманюэль Макрон взял инициативу и сделал свою страну центром международных памятных торжеств по этому случаю.

От Компьеня до Вердена

Хотя основные праздничные мероприятия запланированы на 11 ноября, днем ранее Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) встречаются в городе Компьень к северу от Парижа для проведения небольшой церемонии. Это дважды историческое место: именно здесь в вагоне поезда было заключено 11 ноября 1918 года перемирие между Антантой и Германией. Двадцать два года спустя здесь же Адольф Гитлер, вторгшись во Францию, вынудил французских военачальников подписать капитуляцию.

Франсуа Миттеран и Гельмут Коль на церемонии в Вердене, 1984 год

Впрочем, сегодняшние власти Франции хотят напомнить об еще одном эпизоде из истории: «Мы пройдем по следам Гельмута Коля (Helmut Kohl) и Франсуа Миттерана в Вердене», — говорится в сообщении Елисейского дворца. Кода во время церемонии памяти жертв Первой мировой в 1984 году политики взялись за руки, это стало историческим символом примирения французского и немецкого народов.

Венцом памятных мероприятий на сей раз должно стать большое торжество в Париже. Эмманюэль Макрон пригласил на церемонию у Триумфальной арки порядка 80 глав государств и правительств стран, напрямую или косвенно участвовавших в Первой мировой войне. Среди гостей ожидаются американский и российский президенты. Дональд Трамп и Владимир Путин не проведут полноформатной встречи во время праздничных мероприятий, как планировалось ранее, но могут согласовать в Париже дату и время для полноценных переговоров в ближайшем будущем, чтобы разрешить свой спор вокруг Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Вопрос престижа для Макрона

По мнению французского историка Этьена Франсуа, дорогостоящее торжество является вопросом престижа для Макрона. На фоне снижения его рейтинга и противодействия его реформаторским планам в ЕС президент Франции тем самым «сможет на несколько часов вновь стать центральной фигурой в мире», полагает Франсуа.

Контекст

Историк: Дурной пример России помог Германии избежать гражданской войны

Первая мировая — бойня, на которой щадили вражеских солдат

Военнопленные — относительно новое «достижение» человечества. Автор книги «Медицина и война» рассказал DW, как русские и немцы относились к пленным во время двух мировых войн. (06.11.2018)

Виктор Ерофеев: Передумал бы Гаврило Принцип начинать Третью мировую войну?

Осенью 1918 года начали одна за другой капитулировать страны-участницы Первой мировой войны. Чему научились мы за эти сто лет? Точка зрения писателя Виктора Ерофеева. (27.09.2018)

Разные взгляды: Первая мировая глазами Юнгера и Ремарка

Беспощадный в своей ненависти к войне Эрих Мария Ремарк и романтизировавший ее Эрнст Юнгер. Оба этих писателя пытались показать истинное лицо войны, но делали это по-разному. (06.08.2014)

Символ примирения: Коль, Миттеран и Верденская мясорубка

Один из самых запоминающихся моментов в политической истории послевоенной Германии, ставший символом примирения и дружбы между немцами и французами. (10.05.2015)

В то же время памятные мероприятия должны внести вклад в то, чтобы «Европа и мир вышли из того тупика, где мы сейчас находимся», добавляет историк.

Одним из важных мероприятий в рамках празднования окончания Первой мировой станет инициированный французским лидером Форум мира. Вступительное слово на форуме предоставлено Ангеле Меркель и генсеку ООН Антониу Гутерришу. Немецкие политики, в целом, довольно активно задействованы в памятных мероприятиях во Франции. Так, уже 4 ноября президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) посетил в Страсбурге «Концерт германо-французской дружбы», с которого и начались торжества, приуроченные к 100-летнему юбилею окончания Первой мировой войны.

Немцы поминают жертв войны в гостях

Между тем, британцы предпочли устроить свою церемонию памяти погибших в сражениях столетней давности, а не просто поучаствовать в организованных Парижем торжествах. И Лондон тоже протягивает руку примирения немцам: Франк-Вальтер Штайнмайер станет первым президентом ФРГ, который примет участие в возложении цветов и памятных венков к кенотафу (памятнику Неизвестному солдату) в Лондоне. Это станет «историческим актом примирения, когда мы почтим память всех павших и выразим свою признательность за наступивший мир», заявила накануне премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.

Красные маки в Великобритании символизируют память жертв Первой мировой войны

Штайнмайер в Страсбурге и Лондоне, Меркель в Компьене и в Париже — по мнению немецкого историка Йёрна Леонхарда (Jörn Leonhard), первые лица Германии хотят продемонстрировать «общеевропейскую суть» этой памятной даты. Они всячески пытаются избежать впечатления о том, что есть какое-то отдельное немецкое восприятие тех событий, так как опасаются, что это могло бы «открыть ящик Пандоры», говорит историк. Он имеет в виду, что это могло бы поднять вопрос о том, не был ли Версальский мирный договор слишком обременительным для молодой Веймарской республики, что могло способствовать впоследствии ее краху. Поэтому вполне политически обоснованно, что Германия «крайне осторожно» обходится с немецким восприятием окончания Первой мировой, резюмирует Леонхард.

Торжества в Польше привлекают правых экстремистов

В одном из важных мест в истории Первой мировой, в бельгийском городке Ипр, европейские епископы почтили память жертв тех сражений. Эссенский епископ Франц-Йозеф Офербек (Franz-Josef Overbeck) предостерег от недооценки вооруженных конфликтов и «иллюзорного ощущения безопасности». «Национализм и популизм вновь набирают силу, восторги по поводу проекта единой Европы развеиваются. Мир вновь под угрозой», — подчеркнул священнослужитель.

Прошлогодний марш в Варшаве не обошелся без сторонников правых взглядов

Пример того, чем обеспокоены епископы, могут в эти выходные проиллюстрировать памятные мероприятия в Польше. Для этой страны окончание Первой мировой войны связано, прежде всего, с возрождением польского государства. Нынешний юбилей привлекает не только обычных поляков, но и правых экстремистов. Местные власти исходят из того, что сторонники международной неонацистской сети «Кровь и честь» соберутся на «Марше за независимость» в Варшаве. В прошлом году в традиционном шествии приняли участие порядка 60 тысяч человек с правыми взглядами.

Торжества должны укрепить взаимосвязь европейцев

Памятные торжества в разных странах различаются, в сущности, по их восприятию роли немцев, убежден Этьен Франсуа. «Большая часть праздничных мероприятий во Франции проходит под знаком германо-французского примирения», — отмечает он. В то же время в Польше и ряде других стран просто будет «прежде всего, празднование» завершения войны.

Французский историк надеется, что торжества 11 ноября, в первую очередь, поспособствуют укреплению «восприятия, что при всех различиях мы, европейцы, имеем много общего, и на этом стоит строить наше будущее», чтобы трагедия столетней давности больше не повторилась.

Первая мировая война на киноэкране

Немой победитель

На первой церемонии награждения лауреатов премии «Оскар » в 1929 году «лучшим фильмом» была признана снятая в 1927 году военная драма Уильяма Уэлмана «Крылья» («Wings») о двух американских летчиках времен Первой мировой войны, влюбленных в одну и ту же девушку. С эпизодической роли в этой немой картине началась голливудская карьера Гэри Купера. На фото — Чарльз Роджерс и Ричард Арлен.

Первая мировая война на киноэкране

Потерянное поколение

В номинации «лучший фильм» на церемонии награждения лауреатов премии «Оскар» в 1930 году победила антивоенная драма Льюиса Майлстоуна «На западном фронте без перемен» («All Quiet on the Western Front»). Фильм считается лучшей экранизацией одноименного романа Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque) о «потерянном поколении».

Первая мировая война на киноэкране

Настоящий герой

«Сержант Йорк» (»Sergeant York») был снят Говардом Хоуксом на основе биографии Элвина Йорка, одного из самых прославленных солдат США времен Первой мировой войны. Гэри Купер сыграл провинциального паренька хулиганского поведения, который благодаря своему удальству и снайперским способностям становится национальным героем. Эта роль принесла Куперу главный актерский «Оскар» в 1942 году.

Первая мировая война на киноэкране

До «Заводного апельсина»

Шедевром считается драма Стэнли Кубрика «Тропы славы» («Paths of Glory»), в которой беспощадно показаны бессмысленность войны и беспринципное честолюбие военных. Фильм был снят в Мюнхене в 1957 году. Сцены в окопах считались эталоном кинореализма. Во Франции фильм не показывали до 1975 года, опасаясь, что его беспощадный пацифизм будет воспринят как покушение на честь французской армии.

Первая мировая война на киноэкране

Легендарная киноэпопея

«Лоуренс Аравийский» («Lawrence of Arabia») считается лучшим британским фильмом всех времен. Эпопея Дэвида Лина повествует о событиях из жизни офицера британской разведки, работавшего в годы Первой мировой войны и Арабского восстания 1916-18 годов в Сирии в активном взаимодействии с арабскими кочевниками. Питера О’Тула и Омара Шарифа этот кинофильм сделал кинозвездами первой величины.

Первая мировая война на киноэкране

Австралийский вклад

Австралийская драма 1981 года «Галлиполи» («Gallipoli»), снятая режиссером Питером Уиром, считается одним из лучших антивоенных фильмов. Лента рассказывает о двух друзьях и их службе в австралийской армии во время Первой мировой. Молодые люди сталкиваются с жестокостью войны, когда их отправляют в Турцию, где они участвуют в Галлиполийском сражении в августе 1915 года.

Первая мировая война на киноэкране

Война и любовь

Разгромные рецензии собрал фильм Ричарда Аттенборо «В любви и войне» («In Love and War»), снятый по мотивам реальных событий 1918 года из жизни Эрнеста Хэмингуэя, которые тот изложил в романе «Прощай, оружие!». Критиков раздражало то, что этот фильм с Сандрой Буллок в главной роли оказался больше «про любовь», чем про все остальное, и был снят по образу и подобию «проходных» голливудских мелодрам.

Первая мировая война на киноэкране

Тихая ночь

Фильм «Счастливого Рождества» (»Joyeux Noël») основан на реальных событиях времен Первой мировой войны: на одном из участков Западного фронта в 1914 году британские, французские и немецкие солдаты оставили ружья в окопах и вышли навстречу друг другу, чтобы поздравить с праздником. Номинированную на «Оскар» военную драму европейского производства 2005 года снял режиссер Кристиан Карион.

Первая мировая война на киноэкране

Предчувствие катастрофы

В эпической драме «Дневники из Полла» («Poll») немецкий режиссер Крис Крауc (Chris Kraus) показывает Европу накануне войны. Предчувствие катастрофы достигло берегов Балтийского моря, где, словно у Чехова в «Вишневом саду», в ожидании трагического конца остзейские немцы наблюдают за приближением новой эпохи. Офицерам русской армии отведена роль статистов, не омраченных суровыми думами.

Первая мировая война на киноэкране

Красная угроза

Легендарный немецкий летчик-истребитель Манфред фон Рихтгофен (Manfred von Richthofen) был непростой личностью, сочетавшей в себе черты героя, джентльмена и хладнокровного убийцы. Фильм немецкого режиссера Николая Мюллершёна (Nikolai Müllerschön) «Красный барон» (»Der Roter Baron») был снят на английском языке с прицелом на международный прокат. Получил преимущественно негативные отзывы.

Первая мировая война на киноэкране

Немецкие герои

»Мужчины »Эмдена» (»Die Männer der Emden») — по-голливудски красивая, неожиданная по содержанию немецкая картина, снятая по мотивам реальных событий начала Первой мировой войны. Оставшиеся в живых после затопления немецкого крейсера «Эмден» моряки возвращаются в Берлин через Индонезию, Йемен, Саудовскую Аравию, Турцию и демонстрируют при этом смелость и великодушие.

Первая мировая война на киноэкране

Детская книга

«Боевой конь» (»War Horse») — военная драма в постановке Стивена Спилберга по одноименному роману Майкла Морпурго. Рассказывает она о дружбе мальчика Альберта и жеребца Джоуи. Невольно они совершают полное трагических событий путешествие, попадая из живописной деревушки в окопы на севере Франции, где был решен исход войны.

Автор: Лори Хербер, Карла Бляйкер, Элла Володина

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ , БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. — Зульфия, Алия).

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал _ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк — от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ _ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог _ , стихи _ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог _ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц _ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик _ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени _ , в этом сиянь _ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь _ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц _ , одинешенькой в светлиц _ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств _ , все, от дворовой девк _ до дворовой собак _ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ _ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини _ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк _ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк _ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Окончание и основа слова»

Скачать презентацию

Тема: «Окончание и основа слова»
Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:
Предметные : осознают способы словоизменения, определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, наблюдение, поиск информации.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение работать в паре, умение действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:– сознание эстетической ценности русского языка; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод / индивидуальная, работа в паре.

Оборудование – экран, компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, оценочные листы, магниты.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – основа слова, окончание.


1. Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя
Вступительное слово учителя:
— Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
— Какое настроение оно у вас вызывает? (слайд 1)
— Нарисуйте свое настроение на полях.
— Запишем число, классная работа. (Слайд 2)

Деятельность ученика
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, рисуют настроение, делают записи в тетрадях.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний
На слайд : -а, -ый, -ют, -ят, -и, — ая. (Слайд 3)
— Что перед вами?
— А что такое окончание?
— Что можно сделать с этими окончаниями?
— Можно ли по окончанию определить часть речи?
— Запишите слова на тему «Зима», используя эти окончания. Выделите окончания в каждом слове. (работа в паре)

Проверка (Слайд 4)

-Как называется часть слова без окончания?

Работают в паре, придумывают и записывают слова, а затем осуществляют проверку по слайду, оценивают работу в паре. (Приложение)
Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3. Физминутка для глаз

Слайд 5

4. Определение темы и целей урока
— О чем же сегодня мы будем говорить? (Слайд 6)
— Какие цели мы перед собой поставим?
— Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».

5. Открытие нового знания.
Работа с деформированными предложениями. (Слайд 7)
1 в.
В, январь, ударять, сильный, морозы.
2 в. Пушистый, снежинки, падать, на, земля.
— Можно ли сказать, что это предложения?
— Что нужно сделать, чтобы составить из этих слов предложения?
— Посмотрите на тему и скажите, что мы сделаем еще. (проверка по слайду 8) Светофор
— Сделайте вывод, для чего служат окончания в предложении.
— Какие значения имеет слово?
-Как вы думаете, какое значение заключено в окончании? В основе слова?

6.Физминутка
Проводит физминутку.

Какая же зима без снега. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели, закружились, упали на землю. Дети из снега стали лепить снеговика. А потом слепили снежки и весело бросали их друг в друга. Наступил вечер, и все вернулись домой.
Выполняют физминутку

7. Закрепление знания
Предлагает выполнить упр. 384 (Слайд 9)
На «3» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу слова в именах существительных;
На «4» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу в словах первых двух строчек;
На «5» списать текст, вставить пропущенные буквы, выделить окончание и основу во всех словах текста.
— Поставьте на полях «+», если хотите, чтобы оценка пошла в журнал. Поставьте на полях «-», если не хотите, чтобы оценка пошла в журнал. (Слайд 10)

Работают с текстом, делают выводы (дифференцированная работа); комментируют оценку.

8. Контроль усвоения материала
Работа с сигнальными карточками. ДА-НЕТ. Зачитывает вопросы.
– Ответьте кратко: да или нет ):
– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)
– Окончание входит в основу слова? (Нет.)
– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)
– У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.)
– С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.)

— Оцените свои знания и умения по этой теме на «мишени».
Участвуют в работе с сигнальными карточками, работают с оценочным листом

9 Рефлексия
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Оставьте свой магнит у тех слов, которые вам больше подходят:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придется потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

9. Домашнее задание
Упр. 379, создание карточки с деформированными предложениями (5 предложений)
*нарисовать рисунок на тему «Зима» (Слайд 11)
Записывают домашнее задание

Приложение (скачать)

Название: Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Окончание и основа слова»
Номинация: Школа, Русский язык (класс 5-11), 5 класс
Автор: Пурлик Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Место работы: МКОУ СОШ № 23
Месторасположение: г. Тайшет, Иркутская область

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о