Двойная согласная в корне

11.02.2019



Двойные согласные в корне слова

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг–зж, зд–зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишется два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с.

Двойная согласная в корне

Двойные согласные в корне в заимствованных словах

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

А бб атство, а бб ревиатура, аби сс инцы, агре сс ия, а кк лиматизировать, а кк омодация, а кк омпанемент, а кк орд, а кк ордеон, а кк редитив, а кк умулятор, а кк уратный, а лл ах, а лл егория, а лл егро, а лл ергия, а лл ея, а лл игатор, а лл илуйя, а лл опат, а лл юр, а мм иак, а мм онал, а мм оний, а нн алы, а нн ексия, а нн ибалова (клятва), а нн отация, а нн улировать, а пп арат, апе лл ировать, а пп ендицит, а пп ликация, арти лл ерия, а сс амблея, асе сс ор, а сс енизатор, а сс игнация, а сс имилировать, а сс истент, а сс онанс, а сс орти, а сс оциация, ато лл , а тт аше, а тт естат, а тт ракцион, а фф ект.

Б а кк ара, ба лл , ба лл ада, ба лл аст, ба лл истика, ба лл он, ба лл отировать, баро кк о, ба рр ажировать, ба рр икада, ба сс ейн, бе лл адонна, бе лл етристика, би лл ион, би сс ектриса, бру тт о, бу дд изм, бу фф онада, бю лл етень.

В а нн а, ва сс ал.

Г а лл ицизм, га лл ы, га лл юцинация, га мм а, ги пп опотам, гра мм , гра мм атика, гри пп , гро сс , гро сс мейстер, гру пп а.

Д иле мм а, дисти лл ировать, ди фф амация, ди фф еренциал, ди фф узия, дре сс ировать.

И ди лл ия, и лл юзия, и лл юминатор, и лл юстрация, инди фф ерентный, инте лл ект, инте лл игент, интерме цц о, и пп одром, и рр игация.

К а лл играфия, ка сс ация, ка сс ета, ка сс ировать, ке сс он, кле мм а, ко лл аборационист, ко лл егия, ко лл ектив, ко лл ектор, ко лл екция, ко лл оид, ко лл оквиум, коло нн а, коло нн ада, коло сс , ко мм ерция, ко мм ивояжер, ко мм уникабельный, ко мм утатор, ко мм юнике, компре сс ор, конгре сс , конце сс ия, кора лл , ко рр ектив, ко рр ектный, ко рр елят, ко рр ида, ко рр озия, ко рр упция, коэ фф ициент, криста лл .

М а сс ировать, ме сс а, ми сс ия, му сс ировать, му сс он.

Н арци сс , не тт о, ни пп ель, нове лл а, ну лл ифицировать.

О кк упация, о пп озиция, о пп онировать, о пп ортунизм, о тт оманка.

П ара лл елепипед, па сс аж, па сс ив, пе рр он, пе сс имизм, пре сс .

Р е сс ора, ро лл .

С ате лл ит, се тт ер, си лл абический, си лл огизм, си мм етрия, сс ора, сс уда, стрептоко кк , сте лл аж, су мм а, су рр огат.

Т е нн ис, те рр аса, те рр икон, те рр ор, те рр итория, тро лл ейбус, три пп ер.

Э ксце сс , э лл ипс, э сс енция.

С одной согласной пишутся слова:

акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала , так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться:

а г регат (лат. a gg regatus), адре с (фp. adre ss e), а п артаменты (фр. a pp artement), а п робация (лат. a pp robatio), а т ака (лат. a tt aque), а т рибут (лат. a tt ributum), а ф ера (фр. a ff aire), а ф иша (фр. a ff iche), бизне с (англ. busine ss ) — поэтому бизне с мен, но: конгре сс мен, кро сс мен; бу ф ер (англ. bu ff er), верни с аж (фр. vemi ss age), винье т ка (фр. vigne tt e), во л ейбо л (англ. vo ll eyba ll ), гале т а (фр. gale tt e), де с ерт (фр.de ss ert), ка н онада (фр. ca nn onade), о ф ицер (нем.O ff izier), пу д инг (англ. pu dd ing), ре с урсы (фp. re ss ourees), тро т уар (фр. tro tt oir).

Урок русского языка в 3-м классе «Правописание двойных согласных в корне слова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.

1. Организационный момент.

(Звучит музыка В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка»).

— Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?

— Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Посмотрите на доску. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)

— Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?

— Разделите на слова и запишите полученное предложение (один ученик работает у доски). Какое предложение получилось? Что такое аллея?

— Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?

— А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).

— Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

— А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

— Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

— Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на первом слайде).

— А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

— А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).

— Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полеченные знания?

3. Усвоение новых знаний.

— Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.

— Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.

(иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на втором-пятом слайдах).

Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: анте нн а.

Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два «ка»,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я . хо кк ей.

Во мне два «ка», не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я — точный, честный и опрятный,
Иным же словом — . а кк уратный.

Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный . кла сс.

— Сколько лексических значений имеет слово класс? Какими источниками можем воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).

Игра «Поймай слово». (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

5. Первичная проверка понимания.

2 задание: (работа в группах и парах).

(задание записано на листочках, лежит на партах).

Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, первое и второе предложение записать в тетрадь).

  • Ребята ловили для_____________ жучков и бабочек.
  • Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ______________ .
  • Папа послал бабушке поздравительную ________________ .
  • Ученики ждали учителя у дверей _____________ .

Задание для детей, работающих в группах: (восстановить деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).

тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.

объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.

ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции, для.

— Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?

— Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?

— Кто испытал трудности при выполнении данного задания?

— Как вы думаете, почему?

6. Первичное закрепление. Дифференцированная работа (самостоятельная работа и работа по карточкам).

— Некоторые ребята работают по карточкам. Задание: составить и записать предложения со словами ссора, аккуратный, гиппопотам .

— Для детей, работающих самостоятельно на шестом слайде появляются слова:

Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.

Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.

После окончания работы выполняется взаимопроверка. На седьмом слайде появляются два столбика для проверки.

Двойные согласные в корне слова: примеры

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму «двойные согласные в корне слова» педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма «двойные согласные в корне слова». Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения — дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать — и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

Сложные слова и их написание

Двойные согласные в корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач. Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, «Моссельмаш» имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая — суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск-, например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся-, например: пасся, несся.

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный). Оловянный, деревянный, стеклянный — это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа — группка — групповой, класс — классный. Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка.

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой «Двойные согласные в корне слова» (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм, подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe — «класс», profession — «профессия», но adresse — «адрес». Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса слов с двойными согласными имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. Морфологический состав тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

Слова с двойными согласными в корне слова (УМК «Планета Знаний»). 2-й класс

Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, расширять словарный запас слов у учащихся.

Задачи урока.

    Учебные: формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, совершенствование знаний о правописании слов с двоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
  • Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
  • Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
  • Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
  • Оборудование: карточки, на которых напечатаны слова с двойной согласной; мультимедийный проектор, опорные схемы.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно
И к уроку все готово.

— Чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?

Ответы детей:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дружные

— Значит, мы всем классом должны постараться.

— А объясните значение слова класс?

Класс — комната для занятий в школе. (1 значение)

Класс — группа учеников, обучающихся совместно в школе. (2 значение)

— А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?

— А группа — совокупность людей, объединённых общими интересами.

3. Словарная работа

На доске: число, классная работа.

— Как вы думаете, почему на чистописание я взяла именно такие буквосочетания — сс, пп?

У: Встречаются в данных словах двойные согласные.

— Вспомним написание строчных букв с, п.

— На доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне.

Что одному не под силу, то легко (коллективу).

— Объясните значение пословицы.

— Напишите пословицу в тетради. (1 ученик комментирует).

Учитель объясняет, что такое коллектив.

4. Постановка темы урока.

— Как вы думаете, что общего в словах: коллектив, класс и группа?

У: Синонимы, двойная согласная, являются именем существительным.

— Как вы думаете, какую новую тему мы будем изучать на уроке?

Итак, на уроке мы будем изучать слова, в которых пишутся двойные согласные буквы.

— Найдите в тетради слова, где встретили двойные согласные и подчеркните их.

5. Работа по теме урока.

— В каких случаях мы должны писать двойную согласную?

А сможете ли вы ответить на этот вопрос, работая в группах?

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает задание на карточке.

Напишите транскрипцию слова, которое у вас на карточке.

После выполнения задания выходит с каждой группы 1 ученик и карточку крепит на доску.

— Проверим коллективом правильность выполнения задания.

— Чётко произнесём слова.

— Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?

— Двойная согласная, долгий звук при произношении.

— Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?

— Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.

Долгий звук при произношении обозначается вот так:

Напишите в тетради транскрипции.

— А на письме мы обозначаем двумя одинаковыми буквами.

Схематически обозначим так:

— Посмотрите на слайд, прочитайте стих.

— Что такое сор? О чем текст?

Найдите слова с орфограммой двойные согласные в корне слова.

Чем отличаются эти слова при произношении?

Вывод: в слове сор звук [c] короткий, а в слове ссора долгий.

— Как долгий звук обозначается на письме?

У: Двумя буквами.

Запишите предложение в тетрадь и подчеркните орфограмму.

Можно ли назвать слова родственными?

У: Нет, у них разные значения.

Выделим в словах корни.

Следующее задание выполняете в парах.

Желаю выполнить задание, не споря и не ссорясь.

— От основ данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Напишите в тетради.

Класс — классный, коллектив — коллективный, группа — групповой.

Проверка, выделим корень в словах.

— Что вы заметили?

При образовании однокоренных слов двойные согласные корня сохраняются.

Работа по учебнику с.34

— Назовите одним словом:

Популярная игра на льду.

Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

Острое вирусное заболевание.

Ответы: хоккей, теннис, кросс, бассейн, грипп.

— Что общего в этих словах?

У: Двойные согласные в корне слова.

Данные слова с двойными согласными в корне слова заимствованы из других языков — греческого, латинского, французского, и др. В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами.

Правописание данных слов необходимо запомнить или проверить по словарю.

— Вспомните давно изученную орфограмму, связанную с нашей темой.

У: Перенос слов с двойной согласной. Одну букву оставляем на 1 строке, а 2 переносим на другую строку.

Запишите слова, разделяя их для переноса.

Хок- кей, тен-нис, кросс, бас-сейн, грипп.

— Какое слово лишнее?

— Грипп- заболевание, а остальные слова относятся к спорту.

— Логически как можно связать спорт и грипп?

У: Если будешь заниматься спортом, то не будешь болеть.

— Обычно с конца января начинается эпидемия гриппа. Вспомним меры профилактики:

1. Прием витаминов, для повышения иммунитета.

2. Употребление продуктов, содержащих большое количество фитонцидов (лук, чеснок).

3. Ношение маски.

4. Частое проветривание помещений, влажная уборка.

— Что за звери изображены на слайде?

— Талисманы Олимпийских игр в Сочи — 2014:

Белый медвежонок, Заяц и Леопард.

7. Работа по учебнику.

С.35, упр.5, слайды

Вставьте по смыслу слова. Устно.

Бал, балл, сумма, не дрожи, дрожжи, сумчатое.

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму «Двойная согласная в корне слова».

Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.

— С какой орфограммой мы познакомились сегодня?

У: Орфограммы «Двойная согласная в корне».

— Когда в словах пишутся двойные согласные?

У: Опознавательный признак — долгий звук при произношении.

— А если заимствованные слова?

У: В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Слова нужно запомнить. Посмотреть в словаре.

10. Домашнее задание.

12. Постановка проблемы для следующего урока.

— Посмотрите на схему.

— Как выдумаете, на следующем уроке, какую будем решать задачу?

У: Правописание двойной согласной на стыке приставки и корня.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о