Буква парного согласного в корне слова

18.10.2018



Содержание страницы

Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека. Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

  1. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
  2. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
  3. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа по пройденному материалу.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

(Дети отвечают полными ответами.)

Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

Дети: При помощи голоса.

Учитель: А согласный звук?

Дети: При участии голоса и шума.

Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

Дети: По признаку звонкости и глухости.

Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

Учитель: Почему неравное количество пар?

Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Дети: Парные согласные на конце слова.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

(Двое учащихся выходят к доске.)

Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

(Дети расставляют слова в 2 столбика.)

Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

Дети: Парный согласный Г на конце слова.

Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

Учитель: Какие слова мы называем словарными?

Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

Учитель: Почему медведя так назвали?

Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

Дети: Парный согласный д на конце слова.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Учитель: Почему оно является проверочным?

Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

5. Физкультурная минутка.

Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

7. Физкультурная минутка.

Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.

8. Продолжение закрепления пройденного материала.

На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

Парные согласные в корне слова

Парные согласные в корне слова

40. Вспомните, подумайте, объясните!

Какие звуки называются согласными?

Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением на письме?

Сколько парных согласных? Назовите их.

В каких случаях обозначение на письме парных согласных надо проверять?

41. Отгадайте загадку.

Встала шапка из травы.
Нет под шапкой головы.

Какое правило надо использовать, чтобы правильно написать слово-отгадку?

Спишите загадку. Слово-отгадку запишите после проверочного слова. Выделите корень, подчеркните букву, обозначение которой на письме надо проверить.

42. Отгадайте и объясните загадку.

Два брата через дорогу живут,
А друг друга не видят.

Произнесите слово-отгадку в единственном числе. Объясните, надо ли проверять обозначение на письме последней буквы в этом слове. Запишите проверочное и проверяемое слова.

Выделите корень и подчеркните букву, обозначение которой надо проверить.

43. Вспомните, подумайте, объясните!

Какие согласные звуки называются глухими и какие — звонкими?

44. Назовите изображённый в руке учителя предмет.

Произнесите все согласные звуки в этом слове.

Сравните произношение и написание слова: [у][к][а][с][к][а] — указка.

Попробуйте объяснить, почему произношение согласного [с] в слове указка не совпадает с его обозначением на письме.

Обратите внимание, перед каким звуком парный звонкий согласный [з] теряет голос.

45. Прочитайте строки из стихотворения К. Чуковского. Обратите внимание, некоторые слова написаны так, как произносятся (даны в транскрипции). Запишите их после проверочных.

А потом позвонили [м][а][р][т][ы][ш][к’][и]:
— Пришлите, пожалуйста, [к][н’][и][ш][к’][и]!

А потом позвонил [м’][и][д’][в’][е][т’]
Да как начал, как начал [р’][и][в’][е][т’].

Объясните, почему рифмуются выделенные слова.

46. Понаблюдайте, совпадает ли произношение и обозначение на письме парных согласных перед глухими согласными.

лодка ножка лавка рябчик
шапка папка полоска

Произношение и обозначение на письме парных согласных в середине слова может не совпадать. Обозначение на письме парных согласных в середине слова надо проверять.

47. Прочитайте слова, голосом выделяя корень.

сказочка, сказать, сказочный, сказки, сказитель
улыбаться, улыбочка, улыбки
загадочная, угадать, загадки, загадочка

Объясните, в каких словах нужно проверять обозначение на письме парных согласных. Какие слова являются проверочными?

Запишите сначала проверочные слова, а потом проверяемые. Подчеркните парный согласный в корне слова.

О б р а з е ц. Сказочка, сказочный, сказать, сказитель — сказки, . .

48. Объясните обозначение на письме парных согласных в корне слов.

Ложка — кошка, буравчик — шкафчик, резцы — косцы.

Запишите каждое слово после проверочного.

49*. Прочитайте слова, вставляя пропущенные парные согласные. Подберите проверочные слова.

улы. ка Моро. ко коро. ка но. ка

серё. ка щу. ка ска. ка коло. цы боло. ца

Запишите слова после проверочных.

50. Назовите большое дерево, изображённое на рисунке.

Назовите маленькие деревца, которые растут около большого дерева. Обозначение на письме какого согласного надо проверять в этих словах?

51. Объясните по таблице, как можно проверить написание парных согласных.

Обратите внимание, можно ли проверить написание парных согласных в середине слова изменением числа.

Буквы, которые в словах пишутся по правилам, называются орфограммами.

52. Объясните, нужно ли проверять и как проверить правописание пропущенных в словах орфограмм. Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

моло. цы берё. ка сторо. подру. ка

53. Прочитайте предложения. Какие они по цели высказывания?

Дево. ки пасли ко. вдруг . ни увидели бо. шого серого зверя подру. ки испугались

Запишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Придумайте продолжение рассказа.

54. Прочитайте слова. Объясните, нужно ли проверять правописание пропущенных в них букв.

ры. ка тетра. ка тру. ка рука. чик
зака. чик горо. ской доро. ка

Если нужно, проверьте написание пропущенных орфограмм изменением числа или однокоренным словом. Запишите. Парную согласную в корне подчеркните.

О б р а з е ц. Тетради, тетрадочка — тетрадка, . .

55. Запишите названия изображённых предметов, точками заменяя в каждом слове орфограмму, правописание которой надо проверить. Парную согласную в корне подчеркните.

О б р а з е ц. Ло. ка — ложечка — ложка, . .

56*. Прочитайте слова. Объясните правописание пропущенных в них орфограмм.

козёл м. локо огоро. козо. ка
к. злята к. рмить

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык, 2 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Урок «Парные согласные в корне слова». 2-й класс

Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

Задачи:

  • Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
  • Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
  • Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
  • Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  • Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
  • Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
  • — учебник “Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

    — индивидуальные карточки, опоры;

    — кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).

    I. Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

    — Запишите число и классная работа.

    II. Подготовка к усвоению нового материала.

    1. — Посмотрите на доску.

    — Назовите буквы, которые вы заметили.

    (Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

    — Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

    2. — На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

    Записываю названные буквы на доску:

    — давайте заполним пропуски.

    3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.

    (Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

    Один, два, три, четыре, пять!
    Вышли пальцы погулять!)

    — Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.

    Дети записывают с доски:

    — Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).

    III. Постановка темы и задач урока.

    — Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

    Записываю тему на доске.

    — Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

    IV. Усвоение нового материала.

    1. Наблюдение над языковым материалом.

    — Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

    — Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

    морковь лодка дождь репка
    ф т т б

    — Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

    — А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

    — Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

    — подобрать однокоренное слово.

    Работа группы обсуждается коллективно:

    1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
    2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
    3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

    — Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

    3. Работа над определением.

    — Сравните слова записанные на доске:

    — В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

    — Почему? (Звучит четко)

    — Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

    — Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

    Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

  • Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
  • Изменить слово – добавить слово “нет”.
  • Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
  • Изменить слово – подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].
  • — Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.

    — Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

    — А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

    Сказка о парных согласных

    Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

    Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

    Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

    Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

    Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

    Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

    Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

    Буратино шел – шел

    Белый гриб нашел.

    Положи их в кузовок.

    — Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

    VI. Закрепление изученного.

    1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

    — Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

    — Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.

    2. Словарная работа.

    Через голову суйся.

    И пойдешь на покой (кофта).

    — Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

    — Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

    — Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

    (- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

    (- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

    (Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

    — Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

    — Придумайте предложение со словарным словом.

    3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

    4. Дифференцированная работа.

    Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

    Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

    — Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

    Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

    — Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

    Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

    В ле… ходила я с Мариной,
    За черникой и малиной.
    Набрала подру…ка яго…
    Не набрать мне столько за го…

    — Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

    — Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

    — Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

    — Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

    — Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

    Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

    VII. Подведение итогов.

    — Что узнали нового?

    — Что вам было интересно?

    — На каком этапе вам было трудно?

    — Что бы вы рассказали родителям об уроке?

    — Что бы вы изменили в уроке?

    — Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.

    VIII. Домашнее задание.

    1 группа. Упражнение 322.

    2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)

    3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

    3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

    Вопросы

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Поделись с друзьями
    Комментарии преподавателя

    §1. Правописание парных согласных на конце слова

    В этом уроке поговорим о правописании парных согласных в корне слова.

    В нашем русском языке

    Ходят пары «налегке».

    Часто «хитрые подружки»

    Подменить хотят друг дружку.

    Как узнать, писать какую —

    Эту букву иль другую.

    Предстоит сегодня нам

    Всё расставить по местам.

    Вспомним, что в русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

    Звуки б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с образуют пары звуков, из которых один – звонкий, другой – глухой.

    Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

    Глухие согласные звуки состоят только из шума.

    Понаблюдаем, что происходит с парными согласными в середине и в конце слова:

    Данные пары записанных слов являются однокоренными словами. Выделенные буквы находятся в корне.

    Какой же звук обозначает каждая выделенная буква?

    Снег, друг, луг – слышим звук [к], а пишем букву г.

    Согласный звук в конце слова оглушается.

    Чтобы проверить правильность написания парного согласного в конце слова, после согласного ставим гласный звук:

    А теперь произнесём и послушаем, что происходит с согласным звуком в середине слова.

    Снежки, подружка, лужки – в этих словах слышим звук [ш], а пишем букву ж.

    Сказка – слышим звук [с], а пишем букву з.

    Согласный звук в середине слова также оглушается.

    Почему это происходит? Сравним по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

    Снежки, подружка, лужки, сказка.

    Если парные согласные находятся перед другим глухим согласным, в данном случае перед [к], то происходит их оглушение.

    В слове просьба слышим звук [з], а пишем букву с. Произошла замена глухого согласного [с] на звонкий звук, потому что он находится перед звонким [б].

    Можно сделать вывод:

    Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.

    Значит, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

    Парные согласные – самые опасные!

    В корне ты их проверяй –

    Рядом гласный подставляй!

    §2. Правописание парных согласных в середине слова

    Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

    снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

    Если парная согласная в середине слова стоит перед гласной, то её произношение совпадает с написанием.

    Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так:

    Существуют разные способы подбора проверочных слов.

    Во-первых, можно изменить само слово, если мысленно подставить перед ним слово «нет».

    Во-вторых, к данному слову можно подобрать однокоренное.

    В-третьих, можно изменить слова так, чтобы после парного согласного шёл звонкий согласный звук [н].

    Отсюда можно сделать вывод:

    чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н]

    А теперь разберем, как следует пользоваться правилом:

    1. Произнесем слово и прослушаем, есть ли в слове парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным.
    2. Если таковой имеется, то подберем проверочное слово.
    3. Затем определим, какую букву нужно писать.
    4. Записываем слово и проверяем себя, обозначая орфограмму.

    Попробуем привести пример рассуждения. Для этого произнесём слово скользкий.

    В середине слове слышим три согласных звука подряд: [л’], [с], [к’], среди которых есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к’]. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

    Затем подбираем проверочное слово: скользит – перед гласным [и] слышим [з’].

    Пишем букву з. Наконец записываем все слово и обозначаем орфограмму.

    §3. Краткие итоги урока

    Подведем итоги урока:

    1. Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается.
    2. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.
    3. Следовательно, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять. Это орфограмма.
    4. Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н].

    Введение:

    Чтобы гра­мот­но пи­сать и знать, когда при­ме­нять пра­ви­ла, нужно на­учить­ся за­ме­чать ор­фо­грам­мы и по­ни­мать зна­че­ние слов и их ча­стей. На уроке вы узна­е­те о пра­во­пи­са­нии звон­ких и глу­хих со­глас­ных в корне и о спо­со­бах про­вер­ки слов с пар­ны­ми со­глас­ны­ми.

    Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

    Неко­то­рые слова мы пишем пра­виль­но без пра­ви­ла, по­то­му что в этих сло­вах каж­до­му звуку со­от­вет­ству­ет од­на-един­ствен­ная (своя) буква.

    Мир, стол, дом, сон, мох.

    На конце этих слов непар­ные звон­кие [р, л, м, н] и непар­ный глу­хой со­глас­ный звук [х]. Этим зву­кам при пись­ме можно до­ве­рять. На их месте нет вы­бо­ра букв, а зна­чит, нет ор­фо­грамм.

    А можно ли до­ве­рять пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным?

    Обо­зна­чим звуки, ко­то­рые слы­шим в ука­зан­ных ме­стах.

    1. Повар го­то­вил обе [т],

    А тут от­клю­чи­ли све [т].

    2. При­шли к нам че­ты­ре ко [ш] ки…

    От­ло­жи­ли мы в сто­ро­ну ло [ш] ки. О. Гри­го­рьев

    По­смот­ри­те, как пи­шут­ся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

    Срав­ни­те звуки с бук­ва­ми.

    Ино­гда буквы пар­ных со­глас­ных со­от­вет­ству­ют зву­кам, а ино­гда – нет.

    Звук [т] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой т или д,

    звук [ш] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой ш или ж (см. Рис. 1).

    Пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным зву­кам, когда они на конце слов и перед дру­ги­ми пар­ны­ми со­глас­ны­ми, при пись­ме до­ве­рять нель­зя. А нель­зя по­то­му, что на месте од­но­го и того же звука бы­ва­ют раз­ные буквы.

    Пра­виль­ную букву для та­ко­го звука нужно вы­би­рать. Это ор­фо­грам­ма.

    Пе­ре­чис­лим буквы пар­ных со­глас­ных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

    Как проверить парный согласный?

    Объ­яс­ним, по­че­му в одних сло­вах буквы пар­ных со­глас­ных на­пи­са­ны, а в дру­гих вме­сто букв остав­ле­ны «окош­ки»?

    Повё. – везут, увезли

    Ду. – дубок, дубрава

    Кни.ка – книжечка, книжный

    Запи.ка – писать, записная

    В сло­вах повез, дуб есть ор­фо­грам­ма пар­ных по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ных в конце слов. В сло­вах книж­ка, за­пис­ка эта ор­фо­грам­ма на­хо­дит­ся перед дру­гим пар­ным со­глас­ным. По­это­му на месте ор­фо­грамм остав­ле­ны «окош­ки».

    Осталь­ные слова про­ве­роч­ные. Они и по­мо­га­ют узнать нуж­ную букву в корне. Корни в од­но­ко­рен­ных сло­вах пи­шут­ся оди­на­ко­во, по­это­му с их по­мо­щью можем вста­вить буквы.

    По­на­блю­да­ем за про­ве­роч­ны­ми сло­ва­ми. Букву пар­но­го со­глас­но­го в про­ве­ря­е­мом слове будем под­чёр­ки­вать одной чер­той, в про­ве­роч­ном слове те буквы, ко­то­рые под­ска­зы­ва­ют ре­ше­ние за­да­чи, двумя чер­та­ми.

    Повёз – везут. Ко­рень вёз-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [з] идёт глас­ный [у]. Дуб – дубок. Ко­рень дуб-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [б] идёт глас­ный [о]. Книж­ка – кни­жеч­ка. Ко­рень книж-, после со­глас­но­го звука идёт глас­ный.

    За­пис­ка – пи­сать. Ко­рень пис-, после со­глас­но­го звука [с] идёт глас­ный [а]. По­смот­рим на осталь­ные слова.

    Увезли – после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [л’]. Дубрава – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [р]. Книжный, записная – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [н] (см. Рис. 2).

    Как про­ве­рить пар­ный со­глас­ный?

    Чтобы про­ве­рить пар­ный по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ный, нужно по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное про­ве­роч­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука был глас­ный.

    В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

    Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

    Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

    Эти су­ще­стви­тель­ные стоят во мно­же­ствен­ном числе.

    Есть ли в кор­нях ор­фо­грам­мы пар­ных со­глас­ных?

    Нет, так как после пар­но­го со­глас­но­го сле­ду­ет глас­ный.

    Из­ме­ним слова, по­ста­вим их в един­ствен­ное число.

    В этих сло­вах есть ор­фо­грам­ма на конце слов.

    Ис­поль­зуя слова пер­во­го стол­би­ка, вста­вим буквы, под­черк­нём ор­фо­грам­му, вы­де­лим корни.

    Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

    Корни суп, шарф, труд. Вы за­ме­ти­ли, что в кор­нях льв-лев-, лб-лоб— есть бег­лый глас­ный? (см. Рис. 3)

    Итак, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный в имени су­ще­стви­тель­ном, нужно из­ме­нить слово по чис­лам.

    Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

    Вот как можно про­ве­рить слова, ко­то­рые нам встре­ти­лись в на­ча­ле урока.

    Обед – (много) чего? обедов

    Свет – (много) чего? света

    Кошки – (много) кого? кошек

    Ложки – (много) чего? ложек

    Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

    Можно из­ме­нить слова по ко­ман­де во­про­са кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

    От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

    у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

    в буке (т, д) – что? букет (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), по­ста­вим во мн. ч. – бу­ке­ты, пишем буквут в корне бу­кет-,

    на го(т, д) – что? год (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о