1884 школа

19.07.2018



Год 1884

События истории России за 1884 год

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1884

Поиск людей с помощью генеалогического сообщества

ГОД ОБЕЗЬЯНЫ Говорят, рожденным в этот год были свойственны изворотливость. тщеславие, дипломатичность, жадность

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ

Обнародован список книг, подлежащих изъятию из библиотек. В нем значатся «Отечественные записки» 1868–1884 гг., когда во главе журнала стоял Салтыков(Щедрин) и печатал в нем все свои произведения тех лет. Радикальный журнал «Дело» запрещен для общественных библиотек и народных читален.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ С КАЗЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ

Казенные земли стали сдавать в аренду не более, чем на 12 лет и притом без торгов их могут арендовать лишь те крестьяне, которые живут не далее 12 верст от участка.

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОХРАНЯТЬ ЦАРСКУЮ ОСОБУ

В начале года в интересах лучшей охраны царской особы создана императорская главная квартира. К ней принадлежат командующий ею, его помощник, их свита, комендант, штаб-офицер для особых поручений, лейб-врач, придворные духовники, канцелярия.

ИЗМЕНИЛИСЬ ВСЕ ЧИНЫ

В мае правительственным распоряжением упразднен восьмой майорский чин. Вообще серьезно изменена система офицерских чинов. Она теперь выглядит так:

Класс Армия Кавалерия Казачьи войска Гвардия
VI Полковник Полковник Полковник Полковник
VII Подполковник Подполковник Войсковой старшина Капитан
VIII Капитан Ротмистр Есаул Штабс-капитан
IX Штабс-капитан Штаб-ротмистр Подъесаул Поручик
X Поручик Поручик Сотник Подпоручик
XII Подпоручик Корнет Хорунжий –

С устранением чина прапорщика все прапорщики произведены в подпоручики, а корнеты сравнены с ними по классу чинов. Капитанов производят в подполковники раз в год: 50% по старшинству и 50 по выбору начальства за отличие. 5% – за особые отличия «вне правил». При этом они должны командовать ротой не менее двух лет подряд, быть не старше пятидесяти лет, состоять на действительной службе в офицерских чинах не менее 12 лет, в том числе определенный срок в чине капитана. В 1889 году введут для капитанов облегчительные правила. Представлять в полковники нельзя стало без вакансии, крое как за личные боевые заслуги и в случае увольнения в отставку. Для производства нужно прослужить в предыдущем чине не менее 4 лет и быть не старше 55 лет. Для производства в генералы срока выслуги не существует.
НЕУСПЕВАЮЩИЕ ОФИЦЕРЫ

Офицеры, получившие два года подряд неудовлетворительную аттестацию, в обязательном порядке подлежат увольнению. Если они имеют соответствующий возраст, то могут зачисляться в запас. Пенсию они будут получать на общих основаниях.

12 мая близ станции Бологое произошла железнодорожная катастрофа.

КАК СТАТЬ ОФИЦЕРОМ ДОБРОВОЛЬНО

Приняты новые правила производства в офицеры вольноопределяющихся. На правах выпускников военных училищ производят лиц с высшим образованием, сдавших экзамен по военным наукам по программе военного училища. Лица со средним образованием должны сдать экзамены по полному курсу военного училища, но после выпуска в офицеры юнкеров этого училища.

Положено начало институту фабричной инспекции.

В Петербурге возникла марксистская группа Д. Н. БЛАГОЕВА.

Стачка полтавских железнодорожников.

В Иркутске открыта геофизическая обсерватория.

В Петербурге – собор о церковноприходских делах.

Рабочие и смирительные дома, существовавшие в законодательстве с XVIII века, но прививавшиеся очень туго, упразднены.

В августе напечатан новый переработанный на основе замечаний проект уголовного уложения. Проекты особенной части тоже разосланы специалистам для предоставления отзывов.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДЕТ РЕЛИГИОЗНЫМ

13 июня по закону, проведенному ПОБЕДОНОСЦЕВЫМ при поддержке ДЕЛЯНОВА низший тип народных школ – школы грамоты, для которых не требовалось даже учителей, получивших специальные учительские права, – переданы целиком в ведомство Святейшего Синода.

По «Правилам о церковноприходских школах» это школы одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные – с четырехлетним. В первых обучают детей молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, начальным арифметическим правилам, истории церкви и страны. Преподавание ведут священники или церковнослужители.

ГЕОГРАФИЯ – ЭТО РЕАКЦИОННО?

23 августа – новый университетский устав. Ликвидирована университетская автономия.

По новому уставу во всех университетах утверждена кафедра географии. В связи с этим А. И. ВОЕЙКОВ в 1886–1888 годах отправится по западноевропейским университетам, чтобы ознакомиться с постановкой преподавания географии. Антропология исключена из состава преподаваемых наук.

УЧИТЬСЯ БУДЕТЕ В МУЗЕЕ

При педагогическом музее военно-учебных заведений организованы специальные комиссии по воспитанию и обучению, русскому языку и словесности, иностранным языкам, математике, физике и учреждены классы музыки, пения и гимнастики. При музее работает родительский кружок.

СТРОГОСТИ В СЕМИНАРИЯХ

Введены новые уставы духовно-учебных заведений. Усилилась власть архиереев и администрации. Выборы в семинариях отменены. Учреждена должность духовника, выполняющего надзирательские функции.

Состоялся собор одиннадцати юго-западных архиереев в Киеве против сектантства с принятием «Пастырского послания иерархов западных епархий своим паствам», с призывом остерегаться штунды.

Московская свадебная карета украшена золотом, багетом, стеклами, неопределенными «купеческими» гербами, цветами, парчой и бахромой. Лошади впряжены гусем. На запятках лакеи. Над ней смеются, но ездят в ней венчаться, платя за нее огромные деньги.

22 января в Москве в Большом театре дан маскарад с танцами и разнохарактерной процессией народов, населяющих Россию, в их национальных костюмах, поставленной по роману Лажечникова «Ледовый дом». В маскараде упал верблюд и заревел так неистово, что перепугал всю публику.

15 февраля торжественно отмечен день рождения директора московского филармонического общества, пианиста, композитора и дирижера. По этому случаю устроен ученический вечер музыкально-драматического училища этого общества.

На Цветном бульваре в Москве имеется зверинец и театр обезьян, а при них музей картин и выставка восковых фигур. Владелец всего этого – ВИНТЕР.

5 августа М. В. ЛЕНТОВСКИЙ снова устроил в своем саду «Эрмитаж» соревнования по бегу. В них участвовали француз ДЕЛАТУШ по прозвищу человек-лошадь и итальянец БАРГОССИ по прозвищу человек-локомотив. Состязание окончилось победой Делатуша, но по мнению многих он выиграл неправильно.

22 сентября в театре Лентовского состоялась первая постановка режиссера Г. А. АРБЕНИНА комической оперы И. Штрауса в 3 действиях и 5 картинах «Карнавал в Риме». Публика недовольна, пресса отметила отсутствие яркости и пышности. После двух неудачных сборов оперетта вышла в постановке самого Лентовского и имела успех. Вообще постановки в этом театре очень эффектны. Например, во втором акте драмы «Чистые и прокаженные» происходят снежный обвал, лавина, пожар и разрушение хижины.

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В декабре образована социалистическая партия.

Кентерберийский епископ и несколько других сановников церкви провели исследование дошедших до них слухов о торговле девушками. Слухи подтвердились. Некоторых продаваемых ловят и насильно лишают невинности при помощи усыпительного напитка или после пребывания в запертой комнате. Невинную девушку продают приблизительно за двадцать фунтов, причем девушки чаще всего не знают, чего от них хотят. Полицейский не имеет права войти в дом, откуда слышен женский крик, кроме того многие из них находятся в союзе со своднями.

ВОЙНЫ. Началась франко-китайская война. Она продлится до 1885 года.

ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ. Между русским и корейским правительством состоялось соглашение, по которому все корейцы, поселившиеся в наших владениях до 1884 года признаны русскими подданными, вновь же явившиеся подлежат, по истечении определенного срока, обратному водворению в пределы Кореи.

Французское благотворительное общество устраивает роскошно обставленные балы в Московском благородном собрании. Один из таких балов состоялся 17 февраля.

РУССКИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ. Отец Пимен (Д. Д. БЛАГОВО) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем русской посольской церкви в Риме.

Переселилась в Италию вследствие болезни легких известная оперная певица ЗОЯ РАЗУМНИКОВНА КОЧЕТОВА. Ей двадцать семь лет. Пению она обучалась в московской консерватории под руководством своей матери. На сцене Большого московского театра пользовалась громадным успехом, благодаря выдающемуся по диапазону голосу (высокое драматическое сопрано).

В Сиднее Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЙ в феврале женился на Маргарите Робертсон. Она родит ему двух сыновей.

АКСЕЛЬРОД Л. И., 1868 г. р., примкнула к революционному движению.
БУЛАХ. Со 2 мая в Московском окружном суде слушали дело Н. А. БУЛАХ, обвинявшейся в доведении МАЗУРИНОЙ до состояния психопатии из корыстных побуждений.
ВОЕЙКОВ А. И. опубликовал труд «Климаты земного шара».
ВОЛЬФ А. М. начал издавать в Петербурге иллюстрированный двухнедельный вестник современной жизни, литературы, науки и прикладных знаний «Новь».
КРЫЛОВ А. Н. начал публикацию трудов по теории корабля, математической физике и вычислительной математике.
МУШКЕТОВ И. В. и Г. Д. РОМАНОВСКИЙ составили и выпустили первую геологическую карту Туркестана на шести листах в масштабе 1:260000.
МЫШКИН ИППОЛИТ НИКИТИЧ в конце декабря в Шлиссельбургской крепости бросил тарелку в лицо офицера-смотрителя, чтобы в этом был повод к достижению смертной казни.
ОСТРОВСКИЙ. В сентябре подожгли усадьбу драматурга АЛЕКСАНДРА ОСТРОВСКОГО. Это потрясло его и стоило ему здоровья.
ОШАНИН В. Ф. в качестве руководителя экскурсии учащихся посетил Голодную степь, Джизак, Самарканд, Пенджикент, Заамин, Ура-Тюбе.
ПАСТУХОВ Н. И., издатель «Московского листка» обвинен в получении 700 рублей за непомещение в газете сведений, компрометирующих И. Г. РЫКОВА, директора Скопинского банка. На суде выяснилось, что обвинение было ложным. Дело разбирали в ноябре в Окружном суде Москвы. Рыков, между прочим, награжден персидским орденом «Льва и солнца», получения которого особенно добиваются купцы и промышленники.
ПЛЕВЕ В. К., 1846 г. р., в 1884—1894 годах будет министром.
САПОЖНИКОВ В. В. по окончании университета оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. Его магистерская (1890) и докторская (1894) диссертации будут посвящены ассимиляции углеводов в листьях.
СУХОМЛИНОВ В. А., 1848 г. р., с этого года — командир артиллерийского полка, начальник офицерской кавалерийской школы, 10-й кавалерийской дивизии.
ТОЛСТОЙ. В феврале ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ сшил калошу, принес жене и говорит: «Это прелесть». А калоша грубо сшитая и фасон безобразный. По утрам он читал Конфуция и все, что касается китайцев. Днем ездил почти каждый день верхом или гулял, но ничего не писал. В середине июня после одного и упреков жены Лев Николаевич решил навсегда оставить дом. Он даже ушел, но вернулся с половины дороги на Тулу. В конце июня у Софья Андреевны родилась дочь АЛЕКСАНДРА.
ЧЕХОВ А. П., 1860 г. р., окончил Московский университет и получил звание уездного врача. Он решил выступить как судебный репортер и печатает репортажи о процессе в юмористическом духе в «Петербургской газете». Платят ему 7 копеек за строчку.
ШЕЛГУНОВ Н. В. снова арестован, обвинен в связях с революционной эмиграцией и «народной волей» и сослан в Смоленскую губернию на пять лет.
ШЕСТЕРКИН И. И., старшина московской мещанской управы, в этом и следующем году будет издавать газету «Московская летопись».
ЯКУБОВИЧ П. Ф. арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

В ЭТОМ ГОДУ ПОЯВЯТСЯ НА СВЕТ:

АНВЕЛЬТ ЯН ЯНОВИЧ, будущий политический деятель. Он будет ликвидирован в 1937 году;
БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ — русский писатель-фантаст, автор повестей «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и других. Он умрет в 1942 году.
ГОРОДЕЦКИЙ СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВИЧ в Петербурге, будущий поэт. Отец — дворянин, чиновник земского отдела министерства внутренних дел, литератор-этнограф, художник-самоучка. Он умрет в 1967 году.
ЗАМЯТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ, будущий писатель. Он умрет в Париже в 1937 году;
КЛЮЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, будущий поэт. Он умрет в 1937 году;
СЕЗЕМАН В. Е., будущий философ. Он напишет сравнительно мало по-русски, главные его работы будут написаны по-немецки. Он умрет в 1937 году;
СЕРЕБРЯКОВА ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА, дочь Е. А. Лансере, будущая художница. Она умрет в 1967 году;
СПИРИДОНОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, генеральская дочь, будущий лидер партии левых эсеров. Она умрет в 1941 году;

В ЭТОМ ГОДУ УМРУТ:

ДРУЦКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА, 1807 г. р., княгиня;
ЖЕМЧУЖНИКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, 1830 г. р., поэт. Вместе со своим братом А. М. Жемчужниковым и А. К. Толстым участвовал в создании Козьмы Пруткова;
КОВАЛЕВСКИЙ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ, 1830 г. р., судебный деятель, сенатор, член государственного Совета;
КОЦЕБУ ПАВЕЛ ЕФСТАФЬЕВИЧ, 1801 г. р., граф, генерал от инфантерии;
ЛОХВИЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, 1830 г. р., адвокат, один из редакторов «Судебного вестника», автор «Курса русского уголовного права»;
МАРЛОВЕЦКИЙ-МАРКОВЕЦКИЙ СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ, 1819 г. р., актер Александринского театра;
СТОЛЫПИН НИКОЛАЙ АРКАДЬЕВИЧ, родственник покойного М. Ю. Лермонтова;
ТОТЛЕБЕН ЭДУАРД ИВАНОВИЧ, 1818 г. р.;
УВАРОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, 1828 г. р., археолог, граф;
ШЕРЕМЕТЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, 1834 г. р. После него осталась вдова Наталья Афанасьевна, урожденная Столыпина.

Школа №2100 (бывш.1884)

Описание:

Дошкольное образование
Структурное подразделение №4
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 24
Электронная почта: sp4@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-80-04

Структурное подразделение №5
Адрес: город Москва, улица Ивана Сусанина, дом 4А
Электронная почта: sp5@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-82-78

Структурное подразделение №6
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 13А
Электронная почта: sp6@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 488-55-33

Структурное подразделение №7
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 26, корпус 1
Электронная почта: sp7@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-84-53

Структурное подразделение №8
Адрес: город Москва, улица Ивана Сусанина, дом 4Б
Электронная почта: sp8@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-19-75

Структурное подразделение №9
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 21
Электронная почта: sp9@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-96-22

Начальное образование
Структурное подразделение №1
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 18
Электронная почта: sp1@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-83-77

Структурное подразделение №2
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 17А
Электронная почта: sp2@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-87

Структурное подразделение №3
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 2
Электронная почта: sp3@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 489-90-87

Основное и среднее
Структурное подразделение №1
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 18
Электронная почта: sp1@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-83-77

Структурное подразделение №2
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 17А
Электронная почта: sp2@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-87

Структурное подразделение №3
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 2
Электронная почта: sp3@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 489-90-87

Дополнительное образование
Структурное подразделение №1
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 18
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №2
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 17А
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №3
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 2
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №4
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 24
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №5
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, улица Ивана Сусанина, дом 4А
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №6
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 13А
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №7
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 26, корпус 1
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №8
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, улица Ивана Сусанина, дом 4Б
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Структурное подразделение №9
Директор: Р. А. Фомин
Адрес: город Москва, Дегунинская улица, дом 21
Электронная почта: do@sch-2100.ru
Телефон: +7 (499) 905-48-86

Статьи по теме:

Впереди сложный экзамен? Главное – спокойствие: даже если осталась всего одна ночь, можно успеть вызубрить конспекты. Но если времени много, то его можно с пользой применить для подготовки. Во-первых, на последние часы перед дверью кабинета всё же не стоит рассчитывать: лучше начать подготовку заранее, знакомясь с материалом по частям. Начинать нужно с самого лёгкого и понятного, заканчи

Как определить ребенка в школу? 2011-05-05

Перед тем, как зачислить ребенка в школу, родители задаются большим количеством вопросов. Например, возьмут ли их ребенка в школу, расположенную далеко от района, где они проживают, или бывают ли отказы в случае, если ребенок не проходит тест? Родители имеют полное право записать своего ребенка в любую школу, главное – успеть сделать это до первого сентября. В этом вопросе надо быть остор

Комментарии:

самая лудшая школа в моей жизни была есть и будет

Центр образования №1884

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

До 9 класса — Учился во втором «подразделении» этого школотрансформера. (Именно в этом) После — Буквально вынудили сменить школу, намекнув на «Если ты останешься здесь, мы тебя все завалим и отчислим через прокуратуру. А с такой справочкой — Тебя точно никуда не возьмут». Благо мне повезло с новым местом и есть с чем сравнить, так сказать. Состав учителей, если не приглядываться — Достаточно неплохой, но то, что каждый год оттуда убегают самые лучшие — Хоть о чём-то, да говорит. Лично в моём классе, кл. рук. была Колестникова Ирина Викторовна, уж извините, но самый плохой учитель и педагог, из всех с работой которых я был ознакомлен. Она была в покровительстве с администрацией и фактически, творила, что хотела — Влезала во внешкольную жизнь учеников, пытаясь настраивать весь класс против одного, чисто исходя из своих «Нравится/Не нравится». Речь, за которую стоило бы привлечь к ответственности — Не выдумка. Пообщавшись со своими бывшими одноклассниками, которых точно так же вынудили сменить школу раньше меня — Я узнал, что угрозы поступали одни и те же.

И ладно бы, люди не лучшие — Так хорошим образованием в этом месте, даже не пахнет. Перейдя в другую школу, с отличным составом учителей (Оставлю в тайне, где я учусь) — Я столкнулся со трудностями, по предметам — В которых всегда был уверен. Мне пришлось самолично заучивать материал за прошлые годы, дабы не выглядеть дурачком н фоне сверстников. И нет, дело идёт о рядовых предметах вроде: Физика, География, Экономика и боже упаси, Информатика — Предмет, в котором два учителя 2100 сп2 совершенно не разбираются.

Про столовую — Льготников (Тех, кого кормят бесплатно) — Пичкают продуктами вроде Доширака. Местное «пюре» — Чистой воды, самая дешевая копия Роллтона. Продукты, вроде булочек, Чудо-молока и прочего — С заметной наценкой, могут попасться не первой свежести.

Поголовно все учителя и администрация, строят из себя на словах и манере диалога — Крупных, образованных шишек. А как доходит до дела, сравнивают Гоголя с ситуацией на Украине и к принуждению ходить на «экскурсию по желанию» в православный храм (Даже учеников-мусульман. Приём-Приём)

Короче говоря, это не школа, а балаган. Многие просто терпят халатность и наглость этих людей, боясь потерять место где как бы должны давать образование (Я даже с натяжкой не могу назвать это школой) — И либо не замечают, либо спускают на «И так сойдёт» совершенно неприемлемые вещи. Ну и да, моя классная частенько использовала приём психологии, подталкивая людей к тому или иному действию (Уходу из школы) — Мол, это всё ради них же, по оценке их успеваемости. Параллельно с этим, у меня был одноклассник, не знающий даже правила «ЖиШи — Пиши через «И» » которого тащили вплоть до ОГЭ, лишь бы не брать на себя лишний груз, мороки с необучаемым дурнем. Лицемерие и беспредел — Творится там на каждом шагу. От себя могу порекомендовать родителям, что уже подверглись обманчивому впечатлению данной школки — Осмыслить всё выше написанное и перевести своего ребёнка туда, где его действительно чему-то научат. (И последнее дополнение — Мои родители и родители остальных пострадавших от подобной халатности, скорее всего, полностью солидарны со всем выше написанным. Это неоднократно обсуждалось между собой и так или иначе — Звучало именно то, о чём я поведал)

Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)

«Хрестоматия по истории педагогики»
Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.
Публикуется с небольшими сокращениями.
OCR Detskiysad.Ru

§ 1. Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.
§ 2. Церковно-приходские школы открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны.
§ 3. Об открытии церковно-приходской школы приходские священники доносят через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения.
Примечание. О вновь открываемых церковно-приходских школах священники сообщают чрез благочинных для сведения уездным училищным советам, а где их нет — должностным лицам учебного ведомства, заведывающим народными школами.
§ 4. Закрытие церковно-приходских школ, а равно и передача их в другое ведомство происходят не иначе, как с разрешения епархиального архиерея.
§ 5. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории церкви и отечества.
Примечание. Объем преподавания сих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливаются особыми программами с утверждения святейшего синода. При сем наблюдается, что в одно-классных школах состав учебных предметов был не менее определенного в положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 г.
§ 6. Ведению и наблюдению духовного начальства подлежат и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.
§ 7. По мере надобности и средств дозволяется открывать, с разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах: а) дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; б) ежедневные уроки для взрослых; в) особые ремесленные отделения и рукодельные классы и г) воскресные школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежедневно.
Примечание. Уроки для взрослых и воскресные школы могут быть открываемы священниками и там, где нет церковно-приходской школы.
§ 8. Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производится по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки.
§ 9. Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыкам и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.
§ 10. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника.
§ 11. Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относится к прямой обязанности священника. Если в составе причта есть дьякон, то преподавание закона божия может быть предоставлено и ему. В особливых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия может быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.
§ 12. Учительские должности в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства.
§ 13. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющие звание учителя начального народного училища, пользуются всеми правами, сему званию предоставленными.
§ 14. Испытания оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производятся на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.
§ 15. Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, может быть утверждено епархиальным архиереем в звании попечителя сей школы.
§ 16. Лица, обнаружившие особую ревность о распространенми народного образования в духе православной церкви, утверждаются святейшим синодом в звании почетных попечителей церковно-приходских школ одного или нескольких благочиннических округов.
§ 17. Почетные попечители церковно-приходских школ оказывают всеми возможными для них способами поддержку благим начинаниям местного духовенства в деле церковно-православного просвещения народа. По званию своему они состоят членами епархиального совета церковно-приходских школ и, кроме того, имеют право непосредственна ходатайствовать о нуждах вверенных их попечению церковно-приходских школ как пред местным епархиальным начальством, так и в высшем духовном управлении.
§ 18. Почетные попечители, представители учреждений, от коих церковно-приходские школы пользуются пособиями, и частные благотворители, жертвующие на их содержание, а также предводители дворянства и члены учебной инспекции могут посещать сии школы, не делая однако от себя никаких распоряжений или внушений во время, их осмотра. О своих наблюдениях они сообщают руководящему школою лицу, а в случае надобности представляют епархиальному архиерею.
§ 19. Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами (см. § 7) возлагается на приходских священников или же на те лица, кои, в исключительных случаях, будут назначены для сего епархиальным архиереем, коему принадлежит общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве.
§ 20. К обязанностям епархиального архиерея относится:
а) утверждение в должности и увольнение законоучителей, учителей и учительниц церковно-приходских школ;
б) поощрение наиболее ревностных священников и учителей;
в) посещение школ при обозрении епархий и
г) представление святейшему синоду ежегодно отчета о состоянии церковно-приходских школ епархии.
§ 21. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами епархиальные архиереи назначают, по личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников-наблюдателей, обязанных ежегодно представлять преосвященным отчет о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа. Сведения из сих отчетов печатаются в местных епархиальных ведомостях.
§ 22. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждается епархиальный училищный совет. Председатель и члены совета избираются епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям сего совета приглашается на правах члена местный директор народных училищ. Училищный совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет епархиальному архиерею свои соображения о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
Примечание. В тех епархиях, где существует епархиальное церковное братство, заведывающее церковно-приходскими школами, совету такового братства могут быть, по усмотрению местного архиерея, предоставлены права епархиального училищного совета.
§ 23. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежит святейшему синоду, который, в развитие настоящих правил, имеет издавать особые постановления.

(Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г.)

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>

Г. Роршах (1884–1922)

Обложку изданного недавно в Лондоне психологического словаря украшает иллюстрация, вызывающая недоумение у непосвященных, – чернильная клякса причудливой формы. Зачем она здесь? Ведь справочник посвящен серьезной науке, а не причудам поп-арта!

Тем же, кто хоть немного знаком с психологией, даже не нужно ничего объяснять. Знаменитая клякса – одна из таблиц всемирно известного теста Роршаха – многими, в самом деле, воспринимается как символ психологического исследования. В наши дни этот тест – наиболее широко используемый в мире (только в США заархивировано несколько миллионов обработанных протоколов). Имя его создателя упоминается в психологических работах почти так же часто, как имена Фрейда или Юнга. Но вот о человеке, носившем это имя, даже профессиональные психологи знают очень немного. Жил давным-давно, вроде бы – в Швейцарии. Создал тест. Тем и знаменит.

На самом деле Герман Роршах – одна из самых ярких и примечательных фигур мировой психологии и между прочим… без пяти минут наш соотечественник! Он прожил недолгую жизнь, написал всего одну книгу. Но какую жизнь и какую книгу!

Герман Роршах родился в Цюрихе 8 ноября 1884 г. Его отец, Ульрих Роршах, был живописцем, и от него Герман унаследовал незаурядные художественные способности. По мнению знавших его людей, он очень неплохо рисовал и в юности даже намеревался сделать это своей профессией по примеру отца. Как бы невероятно это ни звучало, в школьные годы он даже получил прозвище Клякса. Возможно, в нем однокашники обыгрывали профессию его отца (в те годы большой популярностью пользовался роман Вильгельма Буша «Художник Клякса»), а может быть, оно отразило его увлечение кляксографией – излюбленной детской забавой той поры, ныне забытой. Так или иначе, интерес Германа к причудливым сочетаниям цветов и необычным формам, его яркое образное мышление, характерное для художественных натур, впоследствии получили неожиданное воплощение в его научных изысканиях.

В 1886 г. семья перебралась в Шаффхаузен, где Ульрих Роршах получил место учителя рисования. В этом живописном городке на Рейне прошли детские и юношеские годы Германа, здесь он в 1904 г. окончил кантональную школу.

Многосторонне одаренный юноша долго затруднялся в выборе будущей профессии. За советом он обратился к Эрнсту Геккелю, который в силу своих естественнонаучных предпочтений посоветовал ему оставить рисование своим хобби и посвятить себя наукам. После некоторых колебаний девятнадцатилетний Герман выбрал медицину. Высшее образование он получил, учась попеременно в нескольких университетах (обычная практика для традиционного германского стиля образования) – в Невшателе, Цюрихе, Берлине и Берне. В феврале 1909 г. Роршах успешно сдает государственные экзамены, а в ноябре 1912 г. защищает диссертацию «О рефлекторных галлюцинациях и родственных им явлениях» и получает степень доктора медицины.

В те годы в Западной Европе жило немало русских. Это были студенты, соблазнившиеся престижем европейских университетов, эмигранты-социалисты, дискутировавшие в кофейнях планы будущих мятежей, и просто обеспеченные обыватели, тяготевшие к европейскому образу жизни. В студенческие годы во время каникулярных путешествий Роршах познакомился во Франции с одним пожилым русским, который, будучи горячим поклонником Толстого, пробудил у юноши интерес к русской культуре. Движимый этим интересом, в Цюрихе Роршах сошелся со многими россиянами, завел обширные знакомства, принялся изучать русский язык. Среди его новых знакомых были такие примечательные фигуры, как Константин фон Монаков, основатель Цюрихского института изучения мозга (энциклопедии называют его швейцарским невропатологом, обычно забывая упомянуть о его русском происхождении), и Евгений Минковский, ставший впоследствии знаменитым парижским психиатром. В 1906 г. по приглашению своих друзей Роршах побывал на каникулах в России.

По словам биографа Роршаха, Генри Элленбергера, он был таким большим поклонником России, каких редко можно было встретить в Западной Европе. Русским языком он овладел в совершенстве, читал в подлиннике Пушкина, Толстого и с особым внимание – Достоевского, к творчеству которого относился с большим интересом и о котором незадолго до смерти намеревался написать специальную работу. Характерно, что Достоевский пользовался особым вниманием и З.Фрейда, чьи идеи оказали на Роршаха большое влияние. Интерес к психоанализу привел Роршаха в швейцарское психоаналитическое общество (в 1919 г. он был избран его вице-президентом). Плодом этого интереса стал ряд примечательных публикаций, ныне совсем затерявшихся на фоне главной книги Роршаха, – его статей в «Вестнике психоанализа»: «Рефлекторные галлюцинации и символика» (1912), «Пример неудавшейся сублимации и случай забывания фамилии» (1912), «Часы и время в жизни невротиков» (1912), «О выборе друга у невротика» (1913), «Психоанализ рисунка у шизофреника» (1914) и др. Несомненное влияние на круг интересов Роршаха оказали такие пионеры швейцарского психоанализа, как Эуген Блейлер и К.Г. Юнг, под чьим руководством он еще в студенческие годы изучал психиатрию в Цюрихской университетской клинике Бурхгёльцли. Тесные контакты он поддерживал Оскаром Пфистером, Людвигом Бинсвангером и многими другими видными деятелями психоаналитического движения.

Давний интерес к России еще более усилился у Роршаха после того, как он познакомился с Ольгой Штемпелин, также изчавшей медицину в Цюрихе (весной 1910 г. они обвенчались). В 1909 г. с целью знакомства с родителями невесты Роршах предпринял второе путешествие в Россию, несколько месяцев прожил в Казани, посетил Челябинск, Самару, Курган, Уфу. Он вел психиатрические приемы как в частном порядке, так и в государственных учреждениях. У него сформировались тесные контакты с российскими коллегами, впоследствии им на немецком языке опубликовано 29 рецензий на работы русских психиатров.

В 1913 г. Роршах в третий раз приехал в Россию, намереваясь здесь постоянно поселиться. Один из пионеров российского психоанализа Н.А. Вырубов, возглавлявший подмосковный пансионат Крюково, предложил ему должность психотерапевта, в которой Роршах проработал с декабря 1913 г. по июль 1914 г. Жалование его было небольшим, но все же вполне приличным, и, вероятно, не материальные соображения в итоге побудили Роршаха оставить работу в России и навсегда вернуться в Швейцарию. Сам он мотивировал этот шаг тем, что находил весьма ограниченными возможности для своей научно-исследовательской деятельности в России.

Исследовательские интересы Роршаха простирались в разных сферах – от неврологических изысканий под руководством фон Монакова до аналитических этюдов в юнгианском духе. Прославившие его опыты по истолкованию форм впервые были проведены в 1911 г. С помощью своего давнего школьного товарища Конрада Геринга, в то время работавшего учителем, Роршах обследовал школьников города Тургау с помощью чернильных пятен причудливой формы. Этот материал не был оригинален, в ту пору его в разных целях использовали многие – например, А.Бине, который, однако, считал кляксы лишь хорошим стимулом для творческого воображения и соответственно строил свои эксперименты. Роршах пошел гораздо дальше, однако не сразу. После нескольких опытов в Тургау он забросил кляксы, чтобы вернуться к ним много позже. Его неожиданно заинтересовали совсем другие проблемы.

В психиатрической клинике Роршах столкнулся с необычным пациентом, неким Бингелли, который, как выяснилось, проходил принудительное лечение по приговору суда. Бингелли был основателем религиозной секты, и ему в вину вменялось исполнение ритуальных церемоний, включавших развратные действия, в частности – инцест. Роршах чрезвычайно заинтересовался проблемой сектантства в его связи с сексуальными перверсиями. Он провел тщательное изыскание в области истории швейцарских сект, проследив ее с ХII века. На эту тему он задумал написать обширное исследование, но не закончил его. В печати появились лишь три статьи на эту тему, которые только после его смерти с дополнениями из его черновых записей увидели свет в виде отдельной книги. О ее существовании не догадываются даже многие знатоки теста Роршаха, хотя в наши дни проблема извращенного сознания сектантов кажется даже более актуальной, чем столетие назад.

В 1917 г. Роршах вернулся к своим исследованиям восприятия причудливых пятен. Результаты многочисленных опытов были им обобщены в ныне всемирно известной книге «Психодиагностика» (кстати, сам этот термин ввел в обиход именно Роршах). Опубликовать книгу оказалось делом нелегким – с 1919 по 1921 г. рукопись была отвергнута несколькими издательствами. Обивая пороги издателей, Роршах продолжал дорабатывать свой тест, критически пересматривал многие свои идеи и к тому времени, когда книга все-таки увидела свет в издательстве «Ханс Хубер» с огорчением отмечал, что многое в ней следовало бы сказать иначе. Парадоксально, но 80 лет спустя тест Роршаха используется в практически неизменном виде, не претерпев сколько-нибудь значительных модификаций с момента публикации в 1921 г., и считается едва ли не безупречным психологическим инструментом. Остается только догадываться, до какого совершенства довел бы его создатель, проживи он чуть дольше.

Роршаху не была суждена прижизненная слава. Тираж в 1200 экземпляров «Психодиагностики» почти полностью пылился невостребованным на складе издательства, когда в апреле 1922 года Герман Роршах скоропостижно скончался от перитонита. Вместе с ним, по словам Блейлера, умерла надежда целого поколения швейцарских психиатров. Зато остался великолепный инструмент, по сей день символизирующий суть психологической науки – стремление проникнуть в неизведанные глубины душевного мира.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о