Группы дикорастущие растения

03.02.2019



Содержание страницы

Дикорастущие растения: название и значение

В школьной программе на уроках ознакомления с окружающим миром, природоведения, биологии предусмотрено изучение объектов живой природы. В рамках ознакомления с жизнью флоры дети узнают, что такое культурные и дикорастущие растения. Название групп становится понятным после того, как детям сообщается об условиях произрастания видов. Углубление и расширение понятия происходит за счет ознакомления с тем, как используются человеком растения, относящиеся к той или иной группе.

Культурные и дикорастущие растения. Названия

2 класс общеобразовательной школы — это тот период, когда дети начинают получать систематические знания об объектах живой и неживой природы. Более раннее изучение предмета носит пропедевтический характер. Но уже во втором классе вводятся, например, такие понятия, как культурные и дикорастущие растения.

Название групп становится понятно детям после выполнения упражнений, где предлагается сравнить пары растений. Например, ель и яблоню, березу и сливу, крыжовник и можжевельник, помидоры и мать-и-мачеху, горох и цикорий. Педагог предлагает детям обратить внимание на то, где произрастают сравниваемые виды, какие условия для них необходимы, кто за ними ухаживает.

После проделанной работы дети легко приходят к выводу, что все растения делятся на две большие группы. Те, за которыми ухаживает человек, называются культурными. Дикорастущие растения название свое получили благодаря тому, что они растут повсеместно. Для их развития, созревания, плодоношения не требуется вмешательство человека.

Основные отличия дикорастущих растений от культурных

Для роста и развития растений необходимы определенные условия. Культурным видам такие условия создает человек. Он ищет благоприятное место для высадки растений, производит их подкормку, удаляет сорняки, собирает урожай, оберегает от вредителей и болезней.

Дикорастущие растения, название которых можно найти в многочисленных справочниках, не нуждаются в создании специальных условий. Они сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

Основания для классификации

Дикорастущие растения, названия и фото которых так привычны для нас, появились на Земле гораздо раньше культурных видов. Другими словами, изначально планета была заселена лишь дикорастущими растениями. Именно они давали древнему человеку пищу, кров, одежду, орудия труда.

Занимаясь собирательством, люди накапливали опыт, благодаря которому они оценили положительные свойства корней, листьев, стеблей, плодов некоторых растений. Постепенно человек научился наиболее полезные для себя виды выращивать рядом с собственным жилищем и пользоваться результатами своего труда в течение более длительного промежутка времени, чем это было при собирательстве. Так начали появляться культурные сорта растений, в результате ухода за которыми улучшались их вкусовые и иные качества.

Дикорастущие растения, названия которых общеизвестны, подразделяются на группы. Ученые выделяют среди них травы, деревья, кустарники. Например, без труда можно определить, к какой группе относятся крапива, ромашка, береза, орешник, рожь, василек. Надо сказать, что на подобные группы подразделяются и культурные растения.

Природные зоны и распространение растений

Видовое разнообразие, которым представлены дикорастущие растения, названия и значение их в хозяйственной деятельности напрямую связаны с той областью Земли, где они произрастают.

Обилие пищевых и лекарственных дикорастущих видов растений отмечается в тропическом и субтропическом влажном климате. В зоне тундры и лесотундры видовое разнообразие растений более скудное, но здесь могут быть сосредоточены большие запасы, например, мхов, лишайников, используемых в разных отраслях народного хозяйства. Травянистые и кустарниковые растения, дающие хороший урожай ягод, тоже не редкость для суровых северных районов.

Дикорастущие растения: ценность для человека

Дикорастущие растения, примеры, названия которых приведены в школьных учебниках и дополнительных справочниках, имеют в своем составе очень много полезных для организма человека веществ. Сегодня продолжается изучение этой группы на предмет содержания в них белков, углеводов, жиров, витаминов, минералов, растительных масел.

Человек издавна искал способы употребления дикорастущих растений в пищу. С древних времен распространен сбор ягод клубники, черники, голубики, клюквы и многих других. Плоды, листья, стебли употребляются как в свежем, так и в переработанном виде.

Лечебные свойства

Среди лекарственного сырья особое место занимают дикорастущие растения. Названия и значение медицинских препаратов, изготовленных на основе трав, частей деревьев и кустарников, произрастающих в дикой природе, в последнее время активно создаются и изучаются, и их перечень значительно расширился. Богатый опыт использования дикорастущих растений в качестве лекарственных средств имеется у народных целителей.

Однако количество полностью изученных и используемых человеком в составе лекарственных препаратов представителей флоры составляет лишь 4% от общего числа видов, которые представляют собой дикорастущие растения. Названия новых видов регулярно пополняют этот перечень.

Надо отметить, что более половины сырья, предназначенного для фармацевтического производства, поставляется посредством сбора лекарственных растений в природе. Лишь небольшая их часть культивируется.

Правила сбора сырья

При сборе лекарственных и пищевых дикорастущих растений обязательно нужно соблюдать правила, благодаря которым можно исключить факты отравления или другого отрицательного воздействия на организм. Разрешается сбор лишь хорошо известных видов растений. Те из них, что вызывают сомнение по внешнему виду, правилам употребления, сбору не подлежат. Надземные части растений обычно собирают до цветения. В это время побеги и листья более нежные, не содержат опасных соединений. Сбор растений рекомендуется производить в ясную погоду во второй половине дня, когда исключено увлажнение росой.

Запрещен сбор растений вдоль дорог, вблизи свалок, сточных канав или промышленных объектов. На их частях собираются продукты горения, пыль, содержащие опасные для здоровья человека вещества.

Собранное сырье не следует укладывать слишком плотно. Это может привести к порче растений. Она обычно проявляется в потемнении их частей. Колючие и жгучие растения, такие как крапива, бодяга, лучше собирать в перчатках. А жесткие стебли других удобнее срезать ножом.

Части растений, имеющие видимые повреждения, такие как наросты, ржавчина, гниль, собирать не рекомендуется. Они могут содержать в своем составе вещества, вредные для здоровья человека.

Дикорастущие и культурные растения

Содержание

Дикорастущие и культурные растения

Дети, а замечали ли вы, что где бы вы не находились, везде нас окружают различные растения? Вы их видите, идя и возвращаясь со школы, гуляя в парке, отдыхая у речки или находясь в лесу. Растения есть везде. Они растут вдоль тропинок, на лугах, полях, огородах, в степях и даже высоко в горах. Растения даже можно встретить в безводных пустынях, в озерах, топких болотах и даже в Антарктиде.

Но сегодня мы с вами поговорим о тех растениях, которые растут на просторах нашей страны.

Растительный мир очень разнообразный по строению, месту обитания и по использованию растений человеком.

А задумывались ли вы о том, в чем сходство и в чем различие, например, между сосной и яблоней, или помидором и одуванчиком?

Конечно же, вы знаете, что и сосна и яблоня – это деревья, а одуванчик и помидор относятся к травянистым растениям. Но, их отличие заключается в том, что за яблоней и помидорами нужен уход, а вот сосна с одуванчиком могут расти сами по себе.

Дикорастущие растения

Вы знаете, что некоторые растения растут на полях, огородах, а некоторые на лугах, вдоль рек и озер, в парках и лесах. А как вы думаете, есть ли существенные различия между растениями, которые выращивает человек на своем огороде, саду или на поле? И чем эти растения отличаются от тех, которые можно встретить на лужайках, вдоль тропинок или в лесу? А все очень просто. Оказывается, все растения, которые вырастают сами по себе и без вмешательства человека называются дикорастущими растениями.

Теперь давайте поближе познакомимся с такими растениями. Среди дикорастущих растений могут быть не только травяные, но и к ним также относятся деревья, кустарники. Одним словом это те растения, которые растут везде и сами по себе.

Культурные и дикорастущие растения

Все те растения, которые мы можем встретить на нашей планете, делятся на две большие группы.

• К первой такой группе относятся растения, которые выращивает человек и за которыми он ухаживает. Такие растения называют культурными.

• Ко второй группе относятся деревья, кустарники и травяные растения, за которыми не нужно ухаживать, так как они растут где угодно и сами по себе. Эти растения являются дикорастущими.

Теперь попробуем более подробно рассмотреть, в чем же заключается разница между этими растениями.

Все дикорастущие растения произрастают, как правило, без вмешательства человека и на тех территориях, где для них созданы природой подходящие условия или же к этим условиям растения смогли приспособиться сами. Кроме того, за дикорастущими растениями, никто не ухаживает, и они растут сами по себе.

А вот за культурными растениями необходимо ухаживать. Такие растения человек сеет или сажает и чтобы получить хороший урожай культурных растений, человеку необходимо тщательно о них заботиться.

Как возникли культурные растения

Раньше, в древние времена, все растения, которые росли на земле, были дикорастущими. Человек, собирая их плоды, ягоды, травы и коренья, много времени тратил на их поиски. Потом люди поняли, чтобы за пищей не ходить за тридевять земель, можно ее иметь рядом со своим жилищем. Так по истечения какого-то времени, человек начал высаживать дикорастущие растения около своего дома и чтобы они прижились и дали хороший урожай, люди стали ухаживать за этими растениями. Со временем эти растения под зорким вниманием человека стали изменятся. Вот таким способом и появились культурные растения. Ведь, в переводе с латинского языка, термин «культура» переводится, как возделывать, или обрабатывать.

© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2017© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Дикорастущие и культурные растения

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие– травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные– растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

Виды культурных растений:

Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Что мы узнали?

Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.

Какие бывают растения?

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

Дерево – это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной – от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то – вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб – настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок – один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

У травянистых растений нет крепкого ствола – их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго – с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений – самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения – это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения – те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа – комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 2 класс мы узнали, какие группы растений бывают, что их объединяет, и чем они отличаются между собой. По теме этого урока были рассмотрены различные виды растений, мы узнали, какие бывают комнатные растения по окружающему миру, и для чего их выращивают.

Презентация на тему: Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения Филиппова Марина Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 7» г. Няндома

Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучить особенности культурных и дикорастущих растений

На какие группы делятся растения?

Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека. Растения одевают человека. Мебель. Строительство. Топливо.

Человек очень тесно связан с растительным миром . Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами , собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека

Сравним Деревья Ель Растёт в лесу. Никто не ухаживает. Яблоня Растёт в саду. Ухаживает человек.

Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Где растёт? Кто ухаживает?

Кустарники. крыжовник можжевельник Растение сада . Растение леса. Ухаживает человек. Не ухаживает человек.

Травянистые растения Мать-и-мачеха растёт повсюду. Помидор растёт в огороде, человек ухаживает, собирает урожай

На какие же группы можно поделить все растения?

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. например:

Отгадайте загадку, о каком цветке пойдёт речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль , что не душистый.

васильки Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.

А теперь мы узнаем, какие ещё бывают растения?

Разделите эти культурные растения на группы.

Рожь и пшеница. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. И называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Смородина, малина, земляника.

Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде. Такие растения называют овощные. Свёкла, капуста, морковь, чеснок.

Лён, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё, вафельные полотена.

Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Например, флоксы, тюльпаны, гладиолусы.

Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы).

Ответь на вопросы. Как называются растения, специально выращиваемые человеком? Какие ещё бывают растения? Какие группы культурных растений вы запомнили? Приведи примеры.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о