Аннотация к басне крылова ворона и лисица

12.09.2018



Басня Крылова Ворона и лисица

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Басня Ворона и лисица читать

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня Ворона и лисица — анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»

Ворона и Лисица

Стихотворение, 1808 год (год написания: 1808)

Язык написания: русский

Перевод на белорусский: К. Крапива (Варона і Лісіца), 2004 — 1 изд.

Вороне посчастливилось разжиться лакомым кусочком. Но вкусное, да ещё и даром, любит и лисица. Так кому же достанется угощение?

Издания на иностранных языках:

Anastasia2012, 10 июня 2010 г.

Басня не только легка к восприятию:

Но тут, ведь как на грех, лиса бежала. »

Но также НЕсложна и к пониманию.

Ворона, падкая на лесть, тип распространённый. С виду неприступные зазнайки очень быстро сдаются под натиском хвальбы, причём довольно грубой, неискусной.

Лиса — везде своё урвёт, и плевать на унижения — лишь бы приблизиться к цели.

Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.

«Ничто не ново под луною» говорил известный классик. Так и современные слабости человеческие совсем не новы, в чем можно убедиться, читая басни Ивана Андреевича Крылова.

Несколько столетий назад хватало людей, пользовавшихся любыми средствами ради своих целей. А уж сказать другому лестное, да не всегда правдивое слово совсем ничего не стоило. И хватало людей, которые не взирая на все примеры, на весь свой имеющийся ум или смекалку, велись на лестные раскрасивые слова, тешили свое самолюбие. Увы, но и в наше время хватает как тех, так и других людей.

dmitras, 21 февраля 2016 г.

Я знаю эту басню с детства. Но вот сегодня с удивлением узнал, что сие творение есть лишь ремейк (да простят меня хранители русского языка) басни Александр Сумарокова «Ворона и лиса». Поэтому ищите, читайте, анализируйте и делайте выводы о том, как сильно упали нравы к нашему жестокому веку.

Orion-Seregil, 2 июля 2013 г.

Лесть всегда была, есть и будет! Это непреложная истина. И будут те, кто охотно принимает её за факт. Ведь всем нам приятно слышать пылкие отзывы о нашим достоинствах. Однако часто в результате мы что-то теряем.

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня)

Транскрипт

1 КЛАСС: 3 УЧИТЕЛЬ: ЗАЙЦЕВА Г.А. ДАТА УРОКА: И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА» (басня) Данный урок литературного чтения построен на деятельностной основе, в нём отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. Тип урока (по структуре): комбинированный Форма урока: урок-диалог Тема: Почему «Ворона каркнула во всё воронье горло»? (Поразмышляем над басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица») Цель: исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором в басне, ответить на сформулированный в теме вопрос. Планируемые результаты (целевые установки урока): Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение. Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников; познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения, раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»;

2 коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним. Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из басни, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять над баснями И. А. Крылова. Технологии, используемые на данном уроке: личностно ориентированные (педагогика сотрудничества) проблемного, поискового обучения диалогические ИКТ Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальный опрос; работа в парах; индивидуальный опрос Методы обучения: обучение средствами субъективизации; анализ художественного текста в единстве содержания и формы; частично-поисковый; словесный; наглядно-иллюстративный Учебный материал: учебник «Родная речь». 3 класс. Ч.1. Н. Ф. Климановой, В Г. Горецкого, М. В. Головановой, 3 класс; карточки для парной работы, презентация.

3 Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Организаци онный момент. Слайд 3 Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Повернёмся поскорей И приветствуем гостей: Улыбнёмся, раз и два. Все садимся, детвора! Поработать уж пора. -Надеюсь на вашу поддержку. -Желаю успеха. Приветствуют гостей, учителя. Настраиваются на работу Личностные УУД: развитие положительной учебной мотивации и формирование личностного смысла учения. саморегуляция(спо собность к мобилизации сил и энергии). Речевая разминка Слайд 4 Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип. — Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка) — Прочитайте орфографически (как пишем). — Прочитайте орфоэпически (как произносим) — Прочитайте медленно, затем с ускорением. Что высмеивает народ этой скороговоркой?(неумение слушать друг друга) 2.Мобилизую щий этап Слайд 5 — Литература — это необыкновенная страна. А авторы в ней — волшебники. И у каждого автора как у каждого волшебника, должна быть волшебная палочка. Это авторское слово. Прочитайте «Он превзошёл всех нам известных Предполагают, о каком из баснописцев эти слова. УУД: учить планировать учебное сотрудничество с учителем и

4 О баснописцев» — А кто так сказал? Вы узнаете, если строчку внизу в обратном порядке прочитаете. никшуп чивеегрес рднаскела О ком эти слова? (портрет Крылова Читают надпись справаналево. О И. А. Крылове одноклассниками. 3. Проверка изученного материала. 4. Формулиров ание темы урока, постановка цели. Слайд 7 Слайд 8-9 -С какими баснями Крылова мы знакомились ранее? -Какова структура басен Крылова? -Проверка д-з Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, ребусы надо отгадать (1ряд) и -Какова тема урока? (2ряд) -Давайте сформулируем цели нашего урока. А теперь чуть-чуть вы отдохните и — перечисляют -основная часть и мораль. -чтение по ролям Работают по вариантам. Отгадывают ребусы. Произносят разгаданные слова. Формулируют тему урока. Ставят цели урока. Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». Д. Цели: Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Ворона и Лисица», учиться правильно и выразительно его читать, отвечать на вопросы. Личностные УУД: заинтересовать детей в приобретении, расширении знаний и способов действий. проведение учащимися самооценки, самоконтроля. УУД: учить понимать задаваемые вопросы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями речевой ситуации. Познавательные УУД: построение логической

5 1. Словарная работа Слайд 10 послушайте эту басню. Устраиваемся поудобнее и слушаем. — Понравилась ли вам басня? О ком она? Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать Взгромоздиться взобраться с усилием на что-то высокое Лесть лицемерие, уродливое восхваление Гнусность внушающий отвращение, омерзительный поступок Впрок про запас Пленить очаровать, увлечь красотой Плутовка хитрая и ловкая обманщица Дети отдыхают и слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» Дети отвечают на поставленные вопросы. Прочитывают слова, объясняют значение слов с помощью словарей (ПО ГРУППАМ) цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Познавательные УУД: развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач. УУД: умение выражать свои мысли 6.Чтение басни. Работа над текстом. Анализ произведения. Слайд 11 Работа по учебнику (стр ) Самостоятельно басню прочитайте. Из-за чего пострадала Ворона?(Из-за своей доверчивости и глупости) Жалко ли вам ее? А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? — Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду) Принимают учебную задачу. Индивидуально читают басню. Работают с текстом Познавательные УУД: смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста развитие способности к самооценке, самоконтролю.

6 — Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека). — Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит.) Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!») Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает) А что говорила о голосе Вороны Лиса? («и верно ангельский быть должен голосок») Для чего Лиса расхваливала Ворону? -Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр) Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены. УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

7 похвалам) 7. Физминутка. Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно Руки за спину, головки назад. Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим — на парту гляди. И снова наверх — где там муха летит? Глазами повертим, поищем ее. И снова читаем. Немного еще. Дети находят мораль басни и читают: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Читают пословицу и соотносят её с моралью. Выполняют движение по тексту. Закрывают глаза. Расслабляются (3секунды) Личностные УУД: укрепление здоровья учащихся 8. Работа в группах. Слайд Составление и написание синквейна на главных героев басни.( ПО 4 ЧЕЛОВЕКА) Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя какой он?) запишите В конце представляют свой синквейн на героинь басни. Работают над поставленной задачей. * Синквейн (французское слово — «пять») это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами Классу представляют свою работу.

8 9. Работа в парах. Творческая работа Слайд Домаш нее задание Слайд Самооц енка. Слайд 16 или Подготовьте выразительное чтение басни по ролям, а помогут вам в этом синквейны. Чтение басни по ролям. Игра «Радиоспектакль». Выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» Творческое задание: инсценировать выученную басню. Сейчас каждый из вас подумает и оценит работу на нашем уроке Покажите свой карандаш зелёный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников жёлтый, если вы в чём-то не уверены красный, если ничего не понравилось. Работают в паре. Распределяют роли. Читают по ролям. Прослушивают «Радиоспектакль» Слушают. задания. Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика-карандаша (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке. Познавательные УУД: смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста развитие способности к самооценке, самоконтролю. УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного — Продолжите одно из предложений Сегодня я для себя открыл(а), что

9 Рефлексия. Слайд17 Для меня этот урок был, потому что Учитель высказывается о работе на уроке и благодарит всех за урок. Продолжают одно из предложений. Дарят свою улыбку всем! УУД: умение объективно оценивать свою деятельность 12. Итог Слайд 18 -Итак, дети, сегодня был сложный урок. Вы молодцы! Много думали, размышляли, были внимательны, сосредоточенны и активны. -Чему учит басня? (не верить льстивым речам. А значит, и льстецам). -А почему? Ведь так приятно услышать о себе хорошее? волевая саморегуляция, оценка — выделение и осознание школьниками того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы. (Это неправда, обман, ложь). -Что высмеивают басни Крылова?

Ворона и Лисица (Уж сколько раз твердили миру…)

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Басня Крылова Ворона и Лисица

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Анализ басни Ворона и лисица

В басне Крылова «Ворона и лисица» не сразу заметишь противоречие морали, выделенной автором в самом конце, и текста. Но оно есть. Баснописец учит нас, что лесть и пение хвалебных песен в адрес других – это плохо. Тем не менее, победителем в «схватке» оказывается Лиса, а вовсе не Ворона. В чем подвох? Его на самом деле нет, просто каждый должен решить сам, в каком случае лесть будет во благо, а в каком во вред. С Вороной же все проще: она глупа и готова поверить в любые сказки. Главное, чтобы она была их главной героиней.

Презентация на тему «Иван Андреевич Крылов и его басни»

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)
  • 335 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация на тему «Иван Андреевич Крылов и его басни» рассказывает о русском поэте, Иване Андреевиче Крылове, представляет произведение поэта «Ворона и лисица», дает задания по басням Крылова, домашнее задание, также приведены использованные материалы.

Краткое содержание

  1. Иван Андреевич Крылов
  2. Басня
  3. Определения
  4. Ворона и лисица
  5. Задания
  6. Домашнее задание
  7. Использованные материалы

Для проведения урока учителем

Для проведения теста / проверочной работы

Содержание

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней

Иван Андреевич Крылов

  • Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.
  • Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.
  • С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.
  • В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки,
  • где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
  • 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзоповязык.

Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Аллегория—иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Сатира—злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
Зима недаром злится. Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль (по имени греческого баснописца Эзопа)

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал—с ним была плутовка такова.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о