25 задание егэ обществознание

24.07.2018



25 задание егэ обществознание

Источник задания: Задание 25_2. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Публичное право; финансовое право; административное право; уголовное право; конституционное право.

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное.

Интересы, которые обеспечивает

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчинённость и координация действий участников правовых отношений. Императивный (субординационный) метод: вертикально-властная связь между субъектами общественных отношений

Соподчинённость и координация действий участников правовых отношений. Диспозиционный (координационный) метод: горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений

Государственные органы власти; частные лица и государство

Частные лица (физические и юридические)

Состав отраслей права

Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т. д.

Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право ит. д.

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления

Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

Таким образом, мы видим, что обобщающим является понятие публичное право.

Как выполнять задания 25 ЕГЭ по обществознанию

Сегодня я расскажу о наиболее сложном задании по обществознанию — задании 25 из тестирования ЕГЭ по обществознанию. А именно объясню, как вообще его делать, чтобы получить заветные 3 первичных балла за него.

Наши читатели, возможно, которые постоянно следят за новыми постами, скажут, почему же задания разбираются так не по порядку? Отвечаю, что разбираю задания по сложности, и да, не по порядку. Если ты хочешь, чтобы всё было по порядку, то рекомендую следить за страницей >» href=»http://ege59.ru/luchshie-stati-bloga/» target=»_blank»> Лучшие посты сайта . Там будут появляться посты о решении тестов ЕГЭ по порядку.

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку умения выпускника применять правильно раскрытый смысл теоретического положения на практике. Проще говоря, надо раскрыть теоретический смысл термина и связать его с реальностью примерами, или уточнить его некоторые теоретические аспекты.

Насчет первого умения (тупо воспроизвести определения ) вопросов нет: бери определения и зубри, если с памятью всё совсем плохо. Если хочешь найти другой способ, посмотри мою недавнюю статью, как выучить определения.

Насчет второго умения (привести примеры или обозначить теоретические аспекты), здесь конечно сложнее. В любом случае для выполнения этого задания ЕГЭ 25 ЕГЭ по обществознанию надо владеть материалом, хорошо ориентироваться теории. Мои рекомендации здесь следующие:

Рекомендация 1. Прочитав задание, постарайтесь вспомнить, к какой теме относится термин, с которым надо работать. Вот например задание из реального теста ЕГЭ:

Толковые пацаны и девчонки сразу определят, что термин «социальная роль» относится к социальной сфере. Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. Кстати, рекомендую скачать себе мой бесплатный видеокурс » Обществознание. Социальная сфера » .

Два положения с информацией о социальных ролях может быть следующая:

1. Социальные роли человека ориентированы на конкретный социальный статус. Например, статус пассажира автобуса предполагает, свою социальную роль, согласно которой от пассажира требуется заплатить за проезд и соблюдать правила пользования транспортом.

2. Социальные роли могут вступать в конфликт, когда в одной ситуации от человека требуется исполнение двух исключающих друг друга ролей. Например, учитель в школе ведет в классе, в котором учится его сын: он играет и роль учителя и родителя по отношению к ребенку.

Рекомендция 1 была бы полной только только для старых версий 25 задания ЕГЭ по обществознанию. Однако современное задание 25 изменено. Вот например свежее задание:

В этом задании надо не просто определить термин «политические режимы», а ещё дать критерии их типологизации и одно предложение, раскрывающее их особенности.

Рекомендация 2. Вспомните категории, связанные с определенным в задании 25 ЕГЭ по обществознанию термином, они помогут вам уточнить критерии или выделить особенности данных терминов. Как можно сделать приведенное выше задание:

Политический режим — это совокупность методов, с помощью которых осуществляется политическая власть.

(Для вас поясню проще — это способ функционирования политической власти.)

1. Критерии выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее.

2. Особенность демократического режима: гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве.

Рекомендация 3. Вытекает из первых двух — необходимо очень хорошо владеть учебным материалом. В данном случае надо знать ключевые признаки хотя бы трех режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического и уметь применять это знание на практике, то есть какой, например, политический режим в нашей стране и почему, по каким критериям это можно определить. Такое владение необходимо, чтобы сделать задание 25 ЕГЭ по обществознанию. Так как чтобы раскрыть критерии чего-либо, надо ПОНИМАТЬ смысл того, что спрашивают.

В моем видеокурсе по обществознанию » Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов » я подробнейшим образом и доходчиво объясняю весь этот материал. В этом же посте обращаю Ваше внимание только на то, что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание на заветный максимальный балл.

Можно конечно всё тупо вызубрить и . сойти с ума от нервного истощения. Потому что, когда реально понимаешь учебный материал, он лучше запоминается. А люди, говорящие, что «Это я не могу сделать, это я не могу понять, это я не могу привести». просто ленятся, или лечат себя отговорками. О таких людях я уже говорил в посте о том, >» href=»http://ege59.ru/2013/11/10/kak-povysit-rabotosposobnost/» target=»_blank»> как повысить работоспособность .

В следующих статьях продолжу разбор наиболее сложных тестовых заданий, так что подпишитесь на новые статьи .

И в завершении поста предлагаю как прорешать некоторые тестовые задания, так и решить кроссворд по терминам.

Не забывайте, что самые свежие видеообзоры решений тех или иных заданий ЕГЭ по истории и обществознанию, доступны в VIP-комнате.

Кроссворды помогают лучше усвоить термины и отработать навык ориентирования в материале.

25 задание егэ обществознание

Для начала давайте с вами разберем алгоритм решения задания номер 25.

Рассмотрим задание, которое размещено в демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Давайте определимся: в заданиях этого типа сколько всего предложений вам надо составить и написать в бланке для ответа номер 2?

Казалось бы, тут четко написано: составьте два предложения. Но не так все просто. Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.

Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.

Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

Итак, какое понятие политического режима можно дать?

Например, можете сказать так: политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

Но обществоведческие понятия тем и отличаются, что какого-то одного единственного определения не существует, вы можете дать и другие. Главное, чтобы они передавали правильно смысл понятия, не имели каких-то неточностей.

Например, вы можете написать, что это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Или какое-то другое подходящее определение.

Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно, и я объясню почему. Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

Ну а теперь давайте, выполнив, так сказать, начальное дело, без чего теряет вообще смысл решение этого задания, – дали определение понятия, пойдем дальше.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов.

Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.

Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.

Эта информация о критериях? Да. По этому признаку мы различаем режимы демократические и недемократические. Тут же уточняется: может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях или критерии выделения типов политических режимов.

Именно поэтому эксперты ЕГЭ – не случайные люди. Они проходят специальную подготовку, потому что во второй части возможны вариативные ответы. Не задано строго, что можно ответить только так. Главное, чтобы ответ был правильный.

Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.

Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.

Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти — убеждения либо принуждения.

То есть если вы в принципе эти критерии знаете, то вы можете сформулировать предложение достаточно просто. Весь вопрос в том, что их надо знать. 🙂

И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.

Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.

Это задание не должно представлять каких-либо сложностей для того человека, который систематически повторял курс обществознания. Обычно предлагаются обществоведческие термины и понятия, которые относятся к основным. То есть вы, готовясь к экзамену, с ними будете встречаться и будете разбирать в любом случае. Каким бы образом вы подготовку ни строили, вы мимо них не пройдете.

Другой вопрос, что надо не просто знать, надо четко выполнить условия задания. У вас спрашивают, в чем сущность понятия – напишите. У вас просят написать предложения о каких-то конкретных вещах – пишите именно об этих конкретных вещах: о критериях – так о критериях, о демократическом режиме – так о демократическом режиме.

Давайте для тренировки попробуем разобраться с еще одним заданием такого типа. Я выбрала понятие, с которым мы с вами уже встречались на занятиях в этом курсе.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Какой смысл обществоведы вкладывает в понятие «чувственное познание»?

Вы уже знаете, что начинать надо с определения понятия.

Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах; ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах. Можно сказать, что это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств. То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

Но главное – не написать лишнего. Можно слишком увлечься характеристикой понятия и написать то, что к этой характеристике не относится. Это будет не в вашу пользу.

Далее в этом задании предлагается составить следующие два предложения.

Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

Если вы помните все три формы чувственного познания, вы можете составить предложение именно об этом. Например: к формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

Ну и о какой форме писать следующее предложение, выбирайте сами. Что лучше знаете, о том и говорите.

Вы можете написать, скажем, определение восприятия. Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

А можете вспомнить информацию, которая поясняет, как формируется восприятие. Например, предложение такого рода: восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

И тот, и другой вариант приемлемы для этой части задания.

Разбор задания №25 ЕГЭ по обществознанию

Характеристика понятия

В двадцать пятом задании ЕГЭ по обществознанию, за верное выполнение которого можно получить 3 первичных балла, нужно давать характеристику какого-либо понятия и составлять 2 предложения, раскрывающих его суть. Это задание уже не связано с текстом. На экзамене может попасться абсолютно любое понятие – от «морали» до «политического лидера», однако все эти понятия обычно хорошо знакомы тем, кто сдает обществознание.

Составить два предложения тоже не так трудно, как кажется. Например, в первом можно очень кратко сказать о том, как классифицируется это понятие (например, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной), а во втором – раскрыть смысл одной из классификаций, или рассказать о выполняемых функциях, или описать признаки. Если так сделать не получается, можно рассказать о причинах явления (например, политического абсентеизма) и о его последствиях, или же просто более подробно раскрыть сущность явления.

Иногда в самом задании указано, какие аспекты нужно раскрыть. Максимальный балл дается, если верно раскрыт смысл понятия и написаны два правильных предложения, отражающих разные аспекты понятия. Два первичных балла дают в том случае, если написаны два предложения, отражающие один аспект понятия, и верно раскрыт смысл понятия, или же написаны два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия, а смысл понятия раскрыт, но в ответе присутствуют неточности.

Один первичный балл можно получить, даже если не написать предложения вообще, а только правильно раскрыть смысл понятия. Не нужно дословно заучивать определения всех понятий обществознания – сделать это все равно практически невозможно; лучше всего объяснять смысл понятия своими словами, демонстрируя, что вы понимаете, о чем идет речь.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических партий, и одно предложение, раскрывающее особенности кадровых партий.

Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).

Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.

  • Критерием выделения типов партии является идеологическая ориентация. (По этому критерию партии бывают консервативные, либеральные, коммунистические)
  • Критерием выделения типов партии является отношение к социальным преобразованиям. (Радикальные и реформистские, прогрессивные и реакционные)
  • Критерием выделения типов партии является их отношение к власти. (Правящие и оппозиционные партии)
  • Критерием выделения типов партии является организационное строение. (Массовые и кадровые)

Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.

Давайте составим варианты предложений.

  1. Кадровые партии обычно немногочисленны и существуют за счет спонсорских средств, а, поскольку их целью является победа выдвигаемого ими кандидата на выборах, они активизируют свою деятельность в период проведения избирательной кампании.
  2. Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу, в них участвуют в основном профессиональные политики, а фиксированное членство в таких партиях отсутствует.
  3. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Один из возможных вариантов ответа выглядит так:

Политическая партия — организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Второй вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.

В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.

  • Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
  • В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.

Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:

  • В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
  • Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
  • В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.

Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.

Ответ может выглядеть так:

Социальная группа — объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.

Третий вариант задания

Какой смысл эко­но­ми­сты вкладывают в по­ня­тие «инфляция»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щих информацию об инфляции.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается ростом цен на товары и услуги, в то время как их качество не повышается. Или: инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества.

В первом предложении можно написать о типах инфляции, или о ее видах, или о ее источниках… Давайте рассмотрим несколько вариантов:

  • Источниками инфляции могут являться повышение налогов, увеличение цен на энергию и сырье и повышение номинальной заработной платы.
  • Различают инфляцию спроса, которая возникает при полной занятости и влечет за собой избыточный совокупный спрос, и инфляцию предложения, которая происходит вследствие увеличения заработной платы и вызывает увеличение цен на товары и услуги.
  • Виды инфляции могут классифицироваться по характеру протекания, по темпу роста цен, по степени различия роста цен на различные товары.
  • В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной.

Во втором предложении можно подробнее раскрыть какие-нибудь виды инфляции или написать о ее последствиях и антиинфляционной политике.

  • Рост цен при естественной инфляции составляет менее 10% в год, при умеренной – 10-20% в год, при галопирующей – более 20% в год, а при гиперинфляции – более 200% в год.
  • При сбалансированной инфляции цены разных товаров по отношению друг к другу не меняются, а при несбалансированной – изменяются постоянно.
  • Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.
  • Вследствие инфляции деньги, потеряв ценность, не могут выполнять функцию меры стоимости, что является причиной финансового краха.
  • Государство может как вести политику приспособления к инфляции, контролируя уровень доходов и цен, так и принимать антиинфляционные меры, ограничивая денежную массу, сокращая госрасходы и социальные программы, повышая норму обязательных резервов для банков.

Возможный вариант ответа:

Инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества. В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной. Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.

25 задание егэ обществознание

Источник задания: Задание 25_2. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Публичное право; финансовое право; административное право; уголовное право; конституционное право.

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное.

Интересы, которые обеспечивает

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчинённость и координация действий участников правовых отношений. Императивный (субординационный) метод: вертикально-властная связь между субъектами общественных отношений

Соподчинённость и координация действий участников правовых отношений. Диспозиционный (координационный) метод: горизонтальные связи равных субъектов общественных отношений

Государственные органы власти; частные лица и государство

Частные лица (физические и юридические)

Состав отраслей права

Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, процессуальные отрасли и т. д.

Гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное право ит. д.

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления

Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

Таким образом, мы видим, что обобщающим является понятие публичное право.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о